03.08.2024 г.

Линия – слово многозначное. Разный смысл мы вкладываем в это понятие. То это черта на плоскости, иногда – направление движения, частенько – последовательный ряд предков и потомков, а больше всего – линия поведения, судьбы.

По линиям на ладонях некоторые люди пытаются узнать у хиромантов продолжительность и качество всей своей жизни.
Для посёлка Сухобезводное, который совсем недавно отметил своё восьмидесятилетие, судьбоносной стала линия железной дороги. Точнее, две линии.

Первая линия – та, которую в первые годы советской власти полуголодные крестьяне из окрестных деревень проложили от Нижнего Новгорода до Котельнича. На 107-м километре этой линии десяток плотников срубили казарму для рабочих, строящих и обслуживающих железную дорогу. Эта казарма и стала основой для узловой железнодорожной станции Сухобезводное и поселения при ней.
Начались лесоразработки. Был создан Ветлужско-Унженский лесхоз, размещён Вятлаг, которые построили первые жилые и административные здания, организовали заготовку, погрузку и отправку лесопродукции по железнодорожной линии.

Но не эта линия определила судьбу Сухобезводного как посёлка, а другая – Унженской железной дороги. Этой линии, которая строилась с 1933 года с целью прямого выхода на Северную железную дорогу для вывоза леса и угля в центральные районы страны, но в 1938 году ставшая главной таёжной артерией НКВД, нет на картах и схемах, однако след от неё остался в судьбах тысяч людей. Некоторым он подчеркнул карьерный рост, определил успех в жизни, а большинству замарал биографию на все оставшиеся годы. Для многих путь по этой линии оказался поездкой в один конец – обратного билета судьба не выдала.

Унженская железная дорога стала местом работы для двух с лишним тысяч рабочих и служащих. Почти две сотни километров железнодорожной колеи, не считая многочисленных ответвлений-«усов», должны были обслуживаться и ремонтироваться. В бригады рабочих, создаваемых для этих тяжелейших, каторжных работ, зачастую набирали женщин, для которых с трудоустройством в Сухобезводном всегда были проблемы. Внушительный парк паровозов – почти три десятка – обслуживался высококлассными поездными бригадами, а ремонтировался и готовился к поездкам в огромном, оборудованном всем необходимым депо. Здесь уже требовались образованные инженеры, рукастые и мастеровитые кузнецы, токари и слесари.

По этой ветке, как попросту называли сухобезводнинцы линию Унженской железной дороги, отправлялось ежегодно до 110 тысяч вагонов древесины, и эти вагоны осматривались в вагонном депо, а ремонтировались в центральных ремонтных мастерских. В посёлке уже функционировали клуб, библиотека, поликлиника, средняя школа, магазины, издавалась своя газета, работали две электростанции. Для этих предприятий и учреждений тоже нужны были квалифицированные кадры. И они были.

С тех пор не только для железнодорожников, но и для всех жителей слово «линия» сделалось нарицательным, сленговым. За линией, на той стороне – это означает, что имеется ввиду противоположная часть посёлка, который железная дорога рассекает надвое. При этом и «восточные», и «западные» считают свою сторону своей, а ту, что за линией – «той». Соединяет и объединяет обе части посёлка ажурный мост – общепоселковая достопримечательность, не принадлежащая ни одной из сторон. Надо отметить, что мост через линии обеих железных дорог перестраивался трижды: первый был полностью деревянный, а последующие – металлические. За грибами или ягодами в лес сухобезводнинцы ходят по «линиям», замеряя дальность расстояния до заветного места по километровым и пикетным столбикам – черника, к примеру, на шестом, самолучшие белые грибы – на восьмом, любители белых хрустящих груздочков добираются до шестнадцатого километра. А случится при этом закружиться-заблудиться, то выйти норовят опять же непременно на линию, ориентируясь на стук колёс и гудки проходящих по ней поездов.

С 1961 года, после ликвидации Унжлага – одного из крупнейших островов «архипелага» ГУЛАГ, Унженская железная дорога, которая и создавалась для обслуживания этого страшного острова, начала приходить в упадок. Стали ненужными и лишними сотни машинистов, кочегаров, стрелочников, кондукторов, рабочих и мастеров пути. Несколько паровозов использовались некоторое время в качестве котельных на местных предприятиях, а затем, как и остальные, были отправлены на металлолом. Грузоперевозки почти прекратились. Путь частично разобрали, а оставшийся постепенно приходил в негодность. Думалось, что линия вот-вот прекратит существование.

1 августа 2009 года стало вторым днём рождения линии. В этот памятный день состоялась торжественная церемония открытия после реконструкции линии Сухобезводное – Лапшанга. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, начальник ГЖД Сергей Козырев, депутат Госдумы Ольга Носкова, заместитель председателя Законодательного собрания Александр Вайнберг, представители администраций Семёновского и Варнавинского районов, общественность посёлка Сухобезводное и многочисленные гости приняли участие в этом мероприятии. После 18 лет простоя линия, теперь уже под эгидой ГЖД, возродилась.
И пусть теперь Сухобезводное не является узловой станцией, на которой когда-то останавливались все без исключения поезда, менялись локомотивные и кондукторские бригады, формировались многовагонные эшелоны с лесом, но железнодорожным посёлком он был, есть и, надеемся, будет. И сохранится память о «секретной» Унженской железной дороге, давшей в 1944 году станции Сухобезводное статус посёлка городского типа.
Доказательством тому стал установленный на центральной площади посёлка накануне Дня железнодорожника памятник первым паровозам Унженской железной дороги. Жива будет память о главных тружениках Унжлага!
И будут жить железнодорожные линии. Линии наших дедов и отцов. Наши линии!

Борис БАВИН,
председатель Совета
ветеранов р. п. Сухобезводное


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

   

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel