Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
08.06.2024 г.
Семёновцев трудно удивить художественными промыслами, ведь все мы с раннего детства знакомы с хохломой, и сейчас многие занимаются росписью и резьбой по дереву, токарным искусством.
Но, пожалуй, даже самые большие знатоки, попадая на семейное предприятие Павловых, искренне удивляются оригинальному видению и необычной подаче народных промыслов, существующих в наших краях.
Ложки да матрёшки
Сегодня наш рассказ пойдёт об «Островке живого ремесла» – именно так назвали свой музей ремесла на улице Шевченко его идейные вдохновители Павловы. Задумкой этой семьи было собрать под одной крышей мастеров – продолжателей всех ремесленных традиций нашего края.
Во время нашего путешествия по предприятию и музею промыслов нас сопровождала экскурсовод Ольга Савельева с интересным рассказом о древних народных ремёслах, некогда существовавших на территории края.
- Слово «кустарь» имеет немецкие корни, – считает Ольга. – Оно образовано от немецкого Kunst – «искусство». Вспомним открытую Петром I в Петербурге кунсткамеру. Значит, «кустарь» означает «художник», «обладатель высокого искусства, мастерства».
Наш город прославился тем, что издревле был одним из центров по производству кустарных изделий. Ложки, деревянная посуда, коромысла – всё это необходимо было в быту.
Предприятие, которое гостеприимно открыло нам двери, называется «Семёновские традиции: хохлома, ложки да матрёшки». Образовалось оно в 2001 году. В нынешнем помещении на улице Шевченко предприятие располагается с осени прошлого года. Это, если уж углубляться в подробности, бывшая контора СМУ-3 – до недавнего времени заброшенное здание, которое, думалось многим, со временем будет разобрано. Новые владельцы поступили иначе: отремонтировали его, начинили старинной и современной деревообрабатывающей техникой, создав в нём атмосферу кустарного производства, чем стали очень интересны гостям нашего города и семёновцам, интересующимся народными промыслами.
Семейная династия
Дед Сергея Павлова занимался столярным и ложкарным ремеслами на дому – резал деревянные ложки вручную. Спрос на такой товар в 90-е годы прошлого века был и, чтобы ускорить процесс изготовления, он смастерил теслильный станок. На нём лопасть ложки внутри выбиралась уже не вручную, а фрезой. Сергей с малых лет вместе с дедом и родителями работал на этом станке, а затем Павловы изобретали и другие, которые позволяли автоматизировать ложкарное производство, облегчить труд мастера.
Три поколения в семье Павловых занимаются изготовлением различных изделий народных художественных промыслов. Жизнь Лидии Ивановны Павловой, матери Сергея, тоже плотно связана с промыслами. В процессе становления производства ей даже приходилось работать на деревообрабатывающих станках наравне с мужчинами.
- С древности любой промысел был семейным делом, – объясняет Лидия Ивановна. – С XIX века в любой семье был старший наставник, мастер. Это видно и на примере нашей семьи.
Побывать на современном предприятии НХП и одновременно окунуться в историю родного края очень интересно. Все площади и производственные процессы тут организованы максимально эффективно и продуманно. На первых двух этажах отремонтированного здания размещается производство: пилорама, заготовительный, токарные и шлифовальные цеха, сушильные и закалочные камеры, цеха росписи матрёшки и хохломской росписи, грунтовальный и лакировальный залы, склады и собственные котельные.
Нам демонстрируют станки, которые располагаются в механической части станочного отделения, где изготавливают ладные и тонкие ложки из берёзы.
- Изготовление ложки – это очень трудоёмкий процесс, изделие к стадии готовности проходит 12 операций, – рассказывает Лидия Ивановна. – А потом ложку необходимо загрунтовать, ошкурить, залудить, расписать, полачить, закалить в сушильных камерах при высокой температуре и только потом доставить покупателю.
Хозяева со знанием дела поясняют принцип работы заинтересовавшего нас нового станка. Его разработали именно здесь, в чём немалая заслуга наладчика оборудования Эдуарда Николаевича Цебина, который работает на предприятии с 2005 года. Обработка сразу двух заготовок на этом станке позволяет значительно ускорить процесс.
На предприятии трудятся пять станочников, за каждым закреплено несколько станков. Выполнив одну операцию, мастер переходит на другой станок, затем на третий и так далее.
После ложки попадают в сушильную камеру, далее их шкурят и, наконец, готовят под роспись. В «Семёновских традициях» работают две художницы хохломской росписи, и руководство их очень хвалит за работоспособность и старательность. Одна из них – Марина Солоха – во время нашего визита расписывала большое настенное панно, которым украсят стену холла на первом этаже здания.
- Очень жаль, что многие художницы и мастера сейчас ушли из своей профессии, – с сожалением констатирует Лидия Ивановна. – Наш «Островок живого ремесла» создан для того, чтобы найти применение творческим способностям семёновских мастеров, владеющих разными видами ремёсел.
В цехе матрёшки рождаются чудесные образы русских красавиц. Матрёшка «Каравай» с аппетитным хлебом в руках так и просится в фотообъектив. Большие и крохотные – матрёшки на любой вкус и одна другой лучше – получаются у здешних художниц. Выбрать самую красивую просто невозможно!
Музей-сказка, музей-мечта
Новый музей в нашем городе начал свою работу совсем недавно – в июне этого года. Практически новорождённый! И располагается он вместе с предприятием на месте, где по преданию жил и работал Семён-ложкарь – на знаменитом Кукушкином бугре, что находит подтверждение в сказках Сергея Васильевича Афоньшина. Этим сюжетом расписана одна из стен музейного зала.
Музейные, выставочные комнаты, а также комнаты для проведения мастер-классов – это тоже плод совместных усилий художников, токарей, резчиков, бондаря, главной вдохновительницы Лидии Ивановны и её сына Сергея. Экспозиции посвящены исчезающим промыслам Семёновского края. Некогда эти промыслы процветали, приносили доход местным мастерам, кормили их семьи. Умельцы остались и сейчас, их и пытается объединить семья Павловых.
Универсального мастера-ковшечника и токаря Вениамина Сиротина особо представлять не нужно – он известен не только в нашем городе, но и далеко за его пределами.
- Лебеди, братины, утки – это плоды ковшечного дела, – разъясняет непосвящённым Вениамин. – Всё, что круглое – чаши, вазы, матрёшки – это токарные изделия, делаются на токарной бабке. А ещё есть мастера-ложкари. Я освоил все эти виды ремёсел.
Да, Вениамин – универсал, хотя чаще всего эти направления в руках одного мастера не пересекаются.
- Любой мастер, чтобы произвести как можно больше изделий, оттачивает своё умение в одном направлении, – уточняет он. – Например, раньше мастера вручную могли вырезать до ста ложек в день. Ложкарь сделает и лебедя, но вот скорость у него будет уже не та.
На наших глазах из липовой болванки Вениамин вытачивает солонку, а девочкам-гостям доверяет пошкурить её на станке.
Здешний универсал увлечённо рассказывает о своём станке, которому больше полувека.
- У этой токарной бабки раньше был ножной привод, сейчас же она оборудована электрическим двигателем.
Для сравнения мастер демонстрирует, каков в работе токарный станок XIX века – он здесь же, в зале. Работать на нём ох, как тяжело – после пары минут – будто в спортзале побывал!
Проходим в соседнее помещение и попадаем в настоящую избу. В русской печи готовится для нас вкусное угощение. Впрочем, обед был позже, а пока здесь, около печки, Вениамин начинает бить баклуши – обрубать заготовки топором. В самом прямом, изначальном смысле этого слова.
- Эту самую простую работу мог выполнить любой ребёнок в крестьянской семье, – повествует он. – Если ребёнок не научился бить баклуши к 12 годам, его называли бездарем.
На наших глазах мастер делает заготовку полубаской ложки. Она самая ходовая в крестьянском быту. Баская ложка была практически в два раза больше, и особо не прижилась.
Затем вручную Вениамин выбирает внутренность ложки, и вот в его руках – законченное изделие.
Наше путешествие по «Островку живого ремесла» продолжается. Мы попадаем в зал русских сказок: вот уж где раздолье для детской фантазии! Хотя здесь и взрослым интересно. Нас встречают расписанные деревянные богатыри из сказки Пушкина, и три девицы под окном с пряжей в руках, и дуб с золотой цепью, и белочка с орешками. Жадная старуха горюет у разбитого корыта, а дед выпускает в море золотую рыбку.
А в одном из помещений мы увидели даже спящую мёртвым сном царевну из сказки Пушкина. И покоится она в прозрачном гробу на цепях – всё по тексту.
- Смельчаки, приехавшие на экскурсию из Нижнего Новгорода, даже хотели поцеловать спящую царевну, но остановило их одно условие: жениться на ней они не очень-то хотели, – шутит экскурсовод Ольга.
Далее наш путь проходит в девичью светёлку, где рукоделием занимается пряха. Нам рассказывают, что прялка была ценным подарком в семье: муж дарил её жене, отец – дочери. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Поэтому и прясть, и готовить себе приданое девушка начинала с 6-8 лет. Красивая прялка была гордостью владелицы, девушка несла её на вечеринку, чтобы все видели резное или расписное украшение. Рассаживались девушки по лавкам на посиделках и принимались за рукоделие. Веретено перед нашими глазами знай крутится, а на веретено нитка ложится. Кстати, парни на таких посиделках не только на девичью красу смотрели, обращали внимание и на женскую работу.
В следующей комнате нам демонстрируют мочальный и лапотный промыслы. Заготавливать мочало начинали после окончания весенне-полевых работ. Крестьяне целыми семьями переселялись в лес дpaть липу. Прочные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйстве. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна превращались в мочалку – обязательный атрибут русской бани. Из мочала на Руси изготавливали канаты, малярные кисти для побелки, подвязки для растений, игрушки и обереги. Также мочало использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели. Из лыка плели лапти – универсальную внесезонную крестьянскую обувь. Мастер демонстрирует, как на гребёнке чесали мочало, как плели лапти. Дети в нашей группе смотрели на эти процессы очень удивлённо.
Бондарный промысел представлен работами Павла Алексеевича Кульпина. Его ладные кадки под квашеную капусту и солёные огурцы, выставленные на фестивалях и ярмарках, известны многим семёновцам и гостям нашего города.
- В бондарном деле используется ель – смолы дерево практически не даёт, – объясняет нам Павел Алексеевич. – Каждая кадка в хозяйстве имеет своё назначение: грибная пропитывается грибным запахом, капустная имеет свой. Раньше кадки обеззараживали настоем можжевельника.
При изготовлении кадки бондарь делает много самых разных операций.
- Вот понадобился мне сучок, чтобы замок для кадки сделать, и поехал я за ним в лес, – рассказывает он. – В бане его пропарил, в кольцо согнул, замочил на три дня, кору снял, а потом целый день шесть обручей на кадку набиваю, чтобы посадить их на место. Смотрите: они не прибиты, их и снять можно. Учитывается балансировка: замки на всех обручах сдвинуты относительно друг друга.
Материал для изготовления своих кадок Павел Алексеевич использует не пиленый – только колотый. И это в бондарном промысле очень важно. Мастер колет дощечки топором, чтобы не нарушать волокна. А если нарушить их, то такая бочка обязательно потечёт со временем. А худая кадка никому не нужна. Так что это полностью ручная работа, дедовский метод.
Павел Алексеевич демонстрирует нам корыто для рубки капусты. Выполнено оно на фрезерном станке, но как подобрана геометрия древесины – сердцевина ствола ровно по оси изделия! До миллиметра выверено! Диву даёшься таким работам и их мастеру.
Здесь же представлена настоящая лодка-ботник, выдолбленная по старинным технологиям керженского края из цельного ствола дерева. Такие ботники изготавливали местные мастера, и этот транспорт очень выручал население в период половодья, когда реки весной разливались.
Далее проходим в зал резьбы и топорной федосеевской игрушки. Здесь экспозиция только начинает собираться, но уже достаточно богата. Изделия можно взять в руки, чтобы насладиться работой мастеров. Этот зал будет называться «Детское воспитание». Наше внимание привлекают чудесные деревянные резные скульптуры Александра Антоневича, пряничные формочки Александра Мурычева.
«Островок живого ремесла» привлекает в первую очередь тем, что всё-то здесь можно попробовать самому: сесть за прялку или же поработать на токарном станке позапрошлого века, тем самым, ощутив себя причастным к живой истории семёновского края.
А сколько здесь ярких мест, чтобы устроить уникальные фотосессии! Все зоны очень уютны и вызывают настоящее восхищение у посетителей. Очень много труда и интересных авторских задумок вложено в их организацию. Также для групп туристов здесь предлагают мастер-классы по росписи деревянных сувениров и матрешки.
Наш визит в «Островок живого ремесла» закончился тепло и по-домашнему, собственно, как и весь приём: нас пригласили за накрытый стол, накормили вкуснейшей пшённо-тыквенной кашей из русской печи от поварихи Нины Михайловны, напоили душистым чаем на травах в прикуску с ароматной ягодной ватрушкой. А напоследок мы пели русские песни под аккомпанемент гармони-хромки в руках настоящего виртуоза Павла Алексеевича Кульпина.