Наталья СОКОЛОВА
01.04.2014 г.
Когда-то давно река Ветлуга была оживленным водным путем и служила границей русского государства. Археологические раскопки установили наличие русского поселения XV века, охранявшего переправу через Ветлугу по дороге между Городцом и Вяткой. По обоим ее берегам стояло множество древних сел. Троицкое – одно из них, и ведет оно свою историю с тех времен…
Цивилизация осталась далеко позади, а впереди – только заснеженные поля да леса, покрытые инеем, искрящимся на солнце серебром. Среди этого прекрасного пейзажа возникло село, встречающее путников шикарной турбазой «Серая лошадь», но цель моей поездки иная: проехав вдоль села, мимо заброшенных домов, чередующихся с дачами с современной отделкой, я останавливаюсь у ворот, ведущих на территорию храма. Достоверно известно, что в 1667 году по благословению Преосвященного Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского построена «в Луговой стороне промеж реками Ветлугой и Устою над Черным озером в диком черном лесу пустынь Живоначальной Троицы и преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев». Пустынь имела пашенные земли и леса со всякими угодьями. Добротно строили в те времена, и от монастыря сохранились до наших дней две церкви – летняя Троицкая с колокольней и зимняя в честь Зосимы и Савватия – Соловецких Чудотворцев.
По заснеженной тропинке я подхожу к крыльцу зимней церкви. Мороз заставляет скоренько перекреститься и, поднявшись по ступеням, войти в храм. Жар от натопленной печи согревает моментально, в маленькой церкви очень уютно. Конечно, церковь реставрировалась, но рука так и тянется коснуться стен и вещей, которые видели не одно поколение. Когда-то здесь было большое количество икон, говорят, что некоторые стояли даже на полу. Многие сохранились и до наших дней. Официально приход зарегистрирован в 1713 году и только на период с 1938 по 1947 год закрывался после ареста священника.
Сердце замирает от мысли, что я стою в церкви, построенной 300 лет назад (заметьте – без единого гвоздя!), а если учесть, что из двухсотлетних деревьев, то стенам церкви сейчас около 500 лет. Слушая молитву, невольно смотришь в пол на широкие половицы и представляешь, какими огромными были деревья (сейчас таких не встретишь). Народ прибывает, паломники, туристы... Местных жителей отличишь по особенному мягкому говору. Совсем разные люди, но служба идет на одном дыхании, и молящиеся становятся единым дружным хором.
С благоговением выхожу из храма, и взору открывается белоснежная гладь Ветлуги, протекающей под склоном. Как и все древние селения, Троицкое имеет свои легенды и сказания. Местные жители знают их много и могут рассказать, где хоронили сокровища, и о том, что есть счастливчики, находившие старинные монеты и вещи. Одна из легенд – про атаманшу Степаниду. Может быть, именно с этого склона она, готовившись к нападению, наблюдала за судами, идущими по реке.
Есть места, которые как магнитом притягивают к себе. Троицкое – одно из них. К нему, намоленному веками, всегда тянутся люди.