Печать
Категория: к празднику Великой Победы
Просмотров: 1216

19.05.2020 г.

В далёком 1914 году 14 ноября в деревне Рамешки Залесного района Горьковской области в крестьянской семье родился сын.

Назвали его, как и полагалось по святцам, Михаилом. Он стал вторым ребёнком у своих родителей Николая и Варвары Смирновых. Мальчишка рос крепким и смышлёным.

Время было трудное: разруха, голод, гражданская война. Учиться в школе довелось недолго – Миша постигал науку всего лишь четыре года. Сноровка, ловкость, выносливость и трудолюбие привиты с детства, так как жил в семье с дедом, умельцем на все руки Алексеем Фомичём. Дед имел лошадку и справное хозяйство, а внуков с детства приучал к молитве.
В годы репрессии скот, упряжь, зерно, даже самовар конфисковали. Однажды, увидев свой самовар в доме ответственного по конфискации, Михаил заявил, чтоб ему вернули. И от своего не отступил – самовар отдали.

Отец Михаила Николай в гражданскую войну по дороге домой умер от брюшного тифа и был похоронен в чужом краю, в городе Балибей.
В мае 1936 года Михаил был призван на действительную военную службу и зачислен в 103-й стрелковый полк. Служил в артиллерии с мая 1936-го по ноябрь 1937 года. Ловкий и подвижный парень с крестьянской закалкой постигал военную науку, был дисциплинированным, выполнял все воинские обязанности, приобретая опыт солдата. В ноябре 1937 года Михаил демобилизовался и вернулся в родную семью, его встречали дед Алексей, брат Иван, сестра Александра, мать Варвара. Старшая сестра Екатерина к этому времени уже вышла замуж за Ивана Михайловича Смирнова, у них родился сын Николай.

В феврале 1938 года Михаил Николаевич Смирнов женился на приглянувшейся ему Екатерине Фёдоровне Соколовой (девушка была сиротой, её отец в 40 лет умер от рака, оставив жене четырёх маленьких дочерей). Катя была старшей, ей тогда было 11 лет. На долгие 67 лет Екатерина Фёдоровна стала Михаилу Николаевичу верной, любящей женой, преданным другом и достойной матерью их десятерых детей.
В январе 1939 года в молодой семье появился первенец – дочь Лидия. В августе 1941-го супруги ждали второго ребёнка, но суровая военная година опередила рождение сына Николая. С 22 июня 41-го года жизнь всего русского народа покатилась по военным рельсам. 5 августа у Смирновых родился сын, а 10 августа Михаила призвали в действующую армию. Дождаться из роддома жену с сыном ему не довелось.

Мать Варвара Николаевна (в девичестве Карпова) и жена Екатерина Фёдоровна остались в доме без кормильца. Муж сестры Екатерины Иван Михайлович также с первых дней войны был мобилизован и пропал без вести в июле 1941 года. У них уже было трое детей – Николай, Ирида и Анна, все жили в деревне Рамешки. Мать Михаила Варвара Николаевна всю войну чем могла подкармливала своих пятерых внучат, ухаживала за ними, а дочь и сноха трудились в поле, пахали, сеяли, сажали. Кормилица-корова не дала погибнуть семье от голода.

Война

Михаил Николаевич Смирнов был зачислен в 8-ю стрелковую бригаду 117-й стрелковой дивизии командиром орудия в батарею 122-миллиметровых гаубичных пушек. Бригаду направили на Центральный фронт. В июле-августе 41-го года линия фронта проходила с севера на юг через города Орша, Могилёв, Жлобин, Гомель. Враг рвался к Москве, нанося танковые удары вдоль Минского и других шоссе. Красная Армия несла огромные потери.
Так начался долгий и трудный путь солдата-артиллериста на фронте. Наши войска отходили вглубь страны, оставляя города и сёла. Горели хлеба, города, деревни, гибли люди. Предстояла кровавая битва за Смоленск. Центральный и Западный фронты бились в обороне. Танковые армии врага рвали на куски армии, самолёты с чёрными крестами чуть не на бреющем полёте бомбили и расстреливали всё, что двигалось по направлению к фронту, в том числе и колонны беженцев.

1941 год проверял страну на стойкость. Непревзойдённым мужеством русского солдата фашисты были остановлены на подступах к Москве, и в декабре, потерпев крупное поражение, были отброшены от столицы нашей Родины.
На южном направлении враг рвался к углю и нефти. Красная Армия оставила Киев, Днепропетровск. Врага бьют в Донбассе и на подступах к Ростову.
305-й артиллерийский гаубичный полк под командованием подполковника Павленко был переформирован под Москвой и направлен на юг. Начиналась битва за Кавказ.
Позади оставались жестокие бои в отступлениях, потери боевых товарищей и техническо-материальной части. Появился опыт выживания в тяжёлых боях, сноровка и умение.
Благословение матери, её молитвы, и, наконец, сам Ангел-хранитель сохранили Михаила Николаевича в первый год войны и определили его дальнейшую судьбу.

Десятки тысяч солдат в этих крайне тяжёлых условиях грузили на платформы технику и боеприпасы, разгребали дороги, крепили на платформы орудия и прочее. Под бомбёжкой, сбиваемые жгучим ветром, неся непомерную нагрузку. Этот громадный, титанический труд был ежедневным в условиях войны.
Многое выпало на долю солдата великой войны, артиллериста М. Н. Смирнова, легло потом солью на его плечи и плечи его товарищей. А ведь ему было около 25 лет всего!

Под напором врага оставлен Донбасс, оставлен немцу; освобождён и снова оставлен Ростов-на-Дону. Красная Армия с тяжёлыми боями отходила по Тамани к Сальским степям и к предгорьям Северного Кавказа. Впереди была оборона города Новороссийска. Немцы захватили Крым, Азовское море, рвались к грозненской нефти, бомбили Сталинград и Волгу. Михаил Николаевич участвовал в обороне города Новороссийска, был тяжело ранен, вывезен морем в город Сочи, где и проходил лечение.
Руку хотели ампутировать, но после категорического отказа солдата прооперировали. Молодой организм справился и пошёл на излечение. Оставляли Михаила Николаевича в команде выздоравливающих ребят работать в хозяйственном взводе, но он отказался и вернулся в свою часть.

Величайшим мужеством и стойкостью русского солдата, его полководцев очищалась от коричневой чумы родная земля. Начиналось время наступлений и громких побед русского оружия. Шёл 1943 год, третий год войны.
М. Н. Смирнов награждён Орденом Славы III степени. В наградном листе его подвиг обозначен так: «На марше батареи в районе с. Левачёво попали под шквальный автоматно-пулемётный обстрел вражеской разведки. Командир орудия гв. сержант Смирнов М. Н., проявив хладнокровие и выдержку, приказал развернуть орудие. Расчёт расстрелял фашистских автоматчиков прямой наводкой, рассеяв и частично уничтожив их группу».
Так 305-й гвардейский артиллерийский полк воевал, нанося ощутимый урон врагу, шёл вперёд в наступательных боях по земле Украины. Приказом за №039/п по 102-му стрелковому корпусу I Украинского фронта от 28.07.1944 г. Смирнов М. Н. награждён также Орденом Отечественной войны II степени. Но сержантом Смирновым орден не получен – война вносила свои коррективы. 102-й стрелковый корпус, в составе которого в это время воевал артиллерист, участвовал в тяжёлых боях по освобождению Западной Украины, громя дивизию СС «Галичина» (кстати, в фильме «Мы из будущего-2» этот эпизод войны показан зрителю). Батарея орудий на марше была расстреляна двумя прорвавшимися танками фашистов. Под шквальным огнём расчёт орудия под командой сержанта Смирнова отбил атаку танков, уничтожив один из них и подбив другой. В этом бою погибла штабная машина с наградными документами и наградами артиллеристов.
А вот медаль за освобождение Праги Михаилу Смирнову вручили уже после Победы в июне 1945 года. Тогда же в Москве прошёл знаменитый парад Победы. Сержант Смирнов был определён от своей дивизии в число участников этого парада, но по объективным для того времени причинам не смог быть участником грандиозных событий, хотя был их достоин. Демобилизован из рядов Красной армии на основании указа Президиума Верховного совета СССР от 25 сентября 1945 года.

Мирная жизнь

Возвращение героя артиллериста, сына, мужа и отца Михаила было огромной радостью. Вернулся живой! Руки-ноги целы, голова на плечах, на груди – ордена и медали. Бабы, хлебнувшие горя, с радости выли-причитали, будто не встреча, а похороны. Дети прятались под одеялом, а мать объясняла и уговаривала их обнять отца, они его не помнили.

На плечи Михаила легли две семьи: своя и старшей сестры Екатерины с тремя малыми детьми, у которой муж пропал без вести. Трудно было! Кто бы спорил, полстраны в разрухе, полдеревни вдов, урожаи скудные, скот – кожа да кости, поля – чистая каменка. Только огород да корова выручали семью. Чтобы добыть копейку, Михаил в зиму поехал с деревенскими мужиками на «жгонку» – катать и стирать валенки на стороне. Вернулся больной, и мать Варвара, потерявшая уже двоих детей, наложила «вето» – запретила будущие выезды.
Фронтовика быстро определили в Рамешинскую полеводческую бригаду. В 60-х годах председателем колхоза имени Первого мая работал Павел Николаевич Маслов. Михаила Николаевича Смирнова он назначил своим заместителем.

В 1971 году П. Н. Маслова выдвинули в район, а Михаил Николаевич стал работать управляющим объединённых колхозов нескольких деревень. На заслуженную пенсию М. Н. Смирнов ушёл с должности бригадира Рамешинской бригады.
В семье Смирновых после войны родились ещё восемь детей: Серафима, Фёдор, Татьяна, Мария, Вера, Вячеслав, Александра и Алексей. Их мать Екатерина Фёдоровна Смирнова в 1965 году была награждена золотой медалью «Мать-героиня».

Главным праздником для каждого было 9 мая. День Победы фронтовик справлял скромно, отдавая долг памяти погибшим молитвой и ста граммами фронтовых. Рассказ не получался, перехватывало в горле и слёзы застилали глаза. О войне рассказывал нечасто, но, ложась спать, всегда благодарил Бога своей молитвой: «Пресвятая Троица, заступница, помощница, слава тебе, что лежу я не в окопе-блиндаже, а дома в постели». Будучи коммунистом с 1945 года, он всё равно всегда напоминал детям: «Там (указывая на небо) кто-то есть». Мать, провожая сына на войну, благословила и сунула крестик в карман. Не её ли молитвами остался жив Михаил? В Новороссийске, где его, раненного, посадили на причале у стенки рыбного завода среди других, готовя к эвакуации на кораблях, переполз Михаил поближе к морю, а там, где он был, – вдруг разрыв от мин «ванюши» (6-ствольного фашистского миномёта). Когда оглянулся, увидел страшную картину: кровь, куски мяса и огромную воронку.

Но выжил солдат! Своей настойчивостью сохранил раненую руку. Встретил в строю Победу, работал не покладая рук в сельском хозяйстве, держал личное подсобное хозяйство, валенки отличные катал по ночам. Семью надо было содержать – она росла, внуки появились.
Дети выросли и, хотя не все получили специальное образование, но выросли достойными людьми, дружными, любящими своих родителей, свою семью. 20 внуков посещали их дом, наполняя радостью и весельем. Бог дал долгой жизни этой паре. Михаил Николаевич дожил до 91 года. Екатерина Фёдоровна до 86 лет.

Михаил Николаевич не искал наград, чурался славы и детям наказывал не ходить просить льгот и наград. И этот наказ свято соблюдали в семье. Скромно показывал приглашение от Министерства обороны на парад в Москве в День Победы, но не отважился выехать из дома. Умер Михаил Николаевич в полном сознании, с чистыми разумом и совестью, с чувством выполненного долга через 10 месяцев после смерти жены.

Информация о деде записана со слов нашей мамы Веры Михайловны Смирновой.

Мария ВЕСЕЛОВА, внучка М. Н. Смирнова


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle