18.04.2020 г.

Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников нацистских концлагерей, который был установлен в честь героического восстания узников одного из них на территории Германии – Бухенвальда.

Именно там действовала одна из значительных организаций Сопротивления, под руководством которой в апреле 1945 года было осуществлено освобождение пленных.

Впереводе с немецкого «Бухенвальд» означает «буковый лес». Но так сложилось, что слово Бухенвальд связывают не с красотами немецкой природы, а с мучениями и гибелью десятков тысяч людей. Первыми заключенными Бухенвальда были немецкие антифашисты, которые уже в 1937-39 гг. начали формировать подпольные группы. После начала агрессии в Европе в Бухенвальд заключали антифашистов из других стран, оккупированных гитлеровцами. В сентябре 1941 г. в Бухенвальд привезли первую партию офицеров и политработников Красной Армии. По некоторым подсчётам, всего в ворота концлагеря вошло около 25 тысяч советских людей, а уцелело только 5 тысяч. Один из них – подполковник Иван Иванович Смирнов, живший в послевоенное время в Семёнове, куда эвакуировали его семью. Он был одним из тех, кто создавал бухенвальдское подполье, отдавал приказ на штурм, сам руководил русским и чешским отрядами.

Иван Иванович на фронте был с первого дня войны.  Многочисленные бои, атаки, отступления, прорывы, оборона. И так – два месяца, до августа 1941-го. Вот как вспоминает Иван Иванович свой последний бой перед пленом, который проходил между Великими Луками и Невелем: «… Но тут перед глазами закружился светящийся шарик. Пламя, удар. Это осколок гранаты впивается мне в живот. Но я бегу. Второй удар по левой ноге, повыше колена. Я успеваю подумать: «Это – пуля»! Нога тяжелеет, подгибается, но я все-таки бегу, стреляю. И вот тогда сильнейший удар где-то повыше лопаток. И я падаю, потеряв сознание».
В бессознательном состоянии Иван Иванович Смирнов был захвачен в плен. Его перегоняют из одного лагеря в другой, третий… За агитационную работу среди пленных после двух лет скитаний по лагерям его переводят в «Бухенвальд». Как и другие пленные, Иван Иванович получает куртку и штаны из материи в синюю и желтую полосы. На ноги – деревянные колодки. Также получает винкель – красный треугольник с буквой Р (русский) и 2 полоски с цифрами 26674. Теперь он уже не подполковник И. И. Смирнов, а русский политический преступник под №26674.

Дни пребывания в Бухенвальде были похожи на длинный кошмарный сон: истязания, пытки, непосильная работа, унижение человеческого достоинства – такой был удел каждого заключённого. Эсэсовцы строили систему содержания в лагере так, чтобы полностью подавить волю людей, выработать из них послушных рабов, предателей Родины. Жизнь Ивана Ивановича Смирнова была разделена лагерем смерти на «до» и «после». По воспоминаниям Ивана Ивановича, в лагере были люди, которые не выдерживали ужасов лагерной жизни, были и те, которые выслуживались за пайку хлеба. И все же предателей было немного.

Узники Бухенвальда использовались на тяжёлых работах, в том числе на подземных заводах, где строились немецкие ракеты «Фау-2». Тех, кто был занят на секретных объектах, затем уничтожали. Многие умирали сами от непосильного труда. На узниках проводились и медицинские эксперименты, в частности, заключённых специально инфицировали сыпным тифом и туберкулёзом, испытывая новые вакцины. Уничтожение врагов нацистского режима не прекращалось на протяжении всего существования лагеря.

Весной 1945 года, когда исход войны был уже ясен, нацистские руководители приступили к реализации плана полного уничтожения концлагерей вместе с заключёнными, чтобы замести следы своих преступлений. Именно в этот период Бухенвальд фактически превращается в лагерь смерти, все узники которого должны быть уничтожены.
Руководство лагеря не знало о том, что на протяжении нескольких лет узники ведут подготовку вооружённого восстания. Разведка проникла практически во все немецкие официальные службы. В Бухенвальде существовало сразу несколько подпольных групп Сопротивления, самой мощной из которых являлась группа советских военнопленных.
Заключённые, работавшие на военных заводах, рискуя жизнью, выносили оружейные детали, из которых потом собирались винтовки и пистолеты. Подпольщикам из обрезков труб и добытых на заводах взрывчатых веществ удалось смонтировать даже более сотни ручных гранат.

Лагерь готовился к вооруженному восстанию. На заседании русского политического центра было принято решение о создании автороты. Столь важное дело было поручено ещё одному нашему земляку, семёновцу, попавшему в лагерь смерти, Вениамину Михайловичу Щёлокову, который был мобилизован на фронт вместе с автомашиной Семеновского леспромхоза, где работал водителем с 1930 года. Под Брянском он попал в окружение и был взят в плен. Пленных, имевших специальность шофера, направляли в ремонтную мастерскую, расположенную на оккупированной территории. За «вредительство» (порчу моторов) Щёлоков был отправлен в Бухенвальд, где его определили в портняжную мастерскую, поскольку он в совершенстве владел и этим ремеслом. В. М. Щёлоков стал активным участником антифашистского подполья, и во время восстания в Бухенвальде 11 апреля 1945 года комитетом был назначен командиром отряда автополка. По воспоминаниям очевидцев, в процессе подготовки восстания произошел такой разговор: «Разве среди нас мало шоферов или водителей танков? Почему   же им не изучить немецкие машины? У нас и дока есть по этому делу – Венька Щёлоков. Он знает все марки автомобилей.»

Каждый день в вечернее время подразделения русского отряда занимались подготовкой: в лазарете шли занятия санитаров, в бараках разбиралось и собиралось оружие, учились обращаться с ручной гранатой, а Вениамин Щёлоков со своими шоферами и танкистами изучал схемы немецких автомобилей.  
Советская армия стремительно наступала, и лагерь Бухенвальд был готов к восстанию.  Свой вклад в организацию самого восстания внёс и Вениамин Михайлович Щёлоков. 8 апреля, когда заключённых насильно стали выталкивать из бараков немецкие охранники с белыми нарукавными повязками, Вениамин вмиг сообразил, что делать. Он выскочил из своей портняжной мастерской, и в руках у него были такие же белые повязки и даже с клеймом – как и у немцев. Повязки эти были изготовлены заранее в портняжной мастерской по указанию Центра. «Наши ребята надевают эти повязки, – вспоминал Вениамин Михайлович, – толкаются в толпе согнанных, хватают их, волокут, но совсем в другую сторону – к тем блокам, которые ещё не эвакуируют».   

11 апреля 1945 года узники Бухенвальда поднялись на вооружённое восстание. Командиром отрядов советских военнопленных стал подполковник Иван Иванович Смирнов, которого заключённые уважительно называли «нашим комкором».  В этот день личному составу автороты под командованием Вениамина Щёлокова было поручено овладеть автопарком. Вскоре он был в руках восставших. Над Бухенвальдом поднялось красное знамя, и концлагерь полностью перешёл под контроль бывших пленных.
В течение двух суток лагерь находился под контролем восставших, и лишь 13 апреля туда прибыли части 3-й американской армии. Восстание узников завершилось победой.

После окончания войны рядовой Вениамин Щёлоков вернулся домой, на свою родную улицу Урицкого в городе Семёнове. Здесь произошла его встреча с И. И. Смирновым, семья которого (жена и двое сыновей) в годы войны была эвакуирована в наш город.

О Бухенвальде, его подпольном движении, о восстании его узников написано много книг. Эти книги выходили в Праге, в Познани, Берлине, Веймаре, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, и других городах, печатались на разных европейских языках. Эти книги писали бывшие заключенные Бухенвальда, где уважительно упоминали имя известного всему лагерю подполковника Советской Армии Ивана Ивановича Смирнова. Товарищи по заключению и подпольной борьбе писали ему письма, убеждая, что он должен написать свои воспоминания, раздумья и наблюдения о Бухенвальде, что он имеет право сказать свое слово о тайнах горы Эттерсберг. В марте 1963 года Иван Иванович решился приняться за этот труд, и появилась книга под названием «Бухенвальдский набат», где образ лагеря смерти воссоздается со всей прямотой очевидца. Главным в этой книге стал человек, который высоко, бескомпромиссно пронёс через фашистскую неволю честь и гордость. Автор убежден, что человек может оставаться человеком в самых невыносимых условиях. Книга И. И. Смирнова «Бухенвальдский набат» – ценный документ эпохи, который открывает одну из самых трагических страниц в истории Второй мировой войны.

Сегодня гора Эттерсберг – это место печали и скорби, место торжественного молчания и почтительного поклонения, где говорит за всех колокол, установленный на пятидесятиметровой башне. И башня, и колокол – это часть величественного монумента, возведённого на месте концлагеря Бухенвальда героям и жертвам антифашистской борьбы. Тяжелые звуки бухенвальдского набата напоминают об ужасах войны, поминают погибших и призывают всех людей беречь мир.

Л. БРИТОВА,
научный сотрудник Историко-художественного музея


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle