Ирина КОЛОБОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
12.01.2022 г.

Нашу героиню мы пригласили в гости не просто так – мы пригласили её по поводу. А повод весьма значительный – День российской печати.

А как ещё можно отпраздновать этот день, если не пригласить для беседы одного из самых читающих людей нашего города. Вот так и получилось, что в гости к нам пришла «Литературная гостиная» в лице своей обаятельной и привлекательной хозяйки Надежды УЗДЕНЁВОЙ.

Литературная гостиная в нашей библиотеке, да и вообще в городе уже давно обрела славу самого интеллигентного и культурного общества. И главную скрипку в этой интеллектуальной симфонии играет она – наша сегодняшняя героиня. Мы попросили Надежду Андреевну рассказать о себе в искусстве чтения и об искусстве в себе.

- Читать я люблю. Конечно, предпочитаю книги газетам, а интеллектуальные телепередачи – горячим новостям и сериалам, но от жизни всё же стараюсь не отставать. Кажется, я читала всегда, по крайней мере, с тех пор, как себя помню. Да мы вообще раньше читали все, всё и всегда.

- Наверное, любимым местом всегда была библиотека?
- А вот и нет, в библиотеку в детстве я не очень любила ходить – мне казалось, что там работают очень строгие тёти. Однажды я выбирала книжку в детской библиотеке (она раньше находилась в бывшей музыкальной школе), и женщина-библиотекарь настоятельно убедила взять какую-то совсем незнакомую книжку. Я взяла, а она ещё и строгим голосом велела всё запомнить, а потом рассказать, когда сдавать книжку буду. Я была очень послушной девочкой, но мне так не понравилась эта книжка, что я даже боялась её нести назад. Никто меня, конечно, не заставил пересказывать содержание, но осадок остался.

- Значит, семья у вас была читающая, раз вы так рано научились читать? Вы родом из Семёнова?
- Семья очень читающая, да и книги мы друг по другу передавали. Но родилась я очень далеко, за Полярным кругом, в Нарьян-Маре. Это чистая случайность, что я оказалась в Семёнове. Мама моя родом с Украины, в своё время её семью раскулачили и сослали на край света, в Архангельскую область, и здесь она встретила свою судьбу, моего папу. Отец был ревизором, все самые дальние чумы и кочевья объехал на оленях и собаках. С ним вместе работал товарищ Страхов, который впоследствии стал директором Семёновского техникума. Вот с его лёгкой руки мы и попали в Семёнов, он первым туда уехал. Жизнь на Севере я по молодости лет совсем не помню; когда мы уехали, мне было полтора годика, а сестре всего полгода. Но жить там было трудно, особенно с детьми. Родители стали искать пути для отступления на большую землю, но как переселенцам им трудно было это сделать. Сначала хотели уехать в Воронеж, но отца не отпустили, вот тут и вышел на сцену его приятель Страхов. Он как директор техникума прислал отцу вызов на учёбу, и это стало реальным аргументом.

- То есть сознательная жизнь началась в Семёнове?
- Не только началась, но и продолжалась, и продолжается, и, надеюсь, будет продолжаться. Семёнов – моя родина, другой нет. В Архангельск мы частенько ездили к бабушке на каникулы, и на Украину – к другой бабушке, а вот в Нарьян-Маре я больше ни разу не была. Правда, однажды случайно встретила в Семёнове людей оттуда, и как-то немножко что-то ёкнуло в сердце.

- В библиотеку ходить вы не любили, а как же стали там работать?
- Тоже случайно, но не зря же говорят, что случайность – это подсознательная закономерность. После восьмого класса (я в третьей школе училась) поддалась я на уговоры подруги и за компанию подала документы в Городецкое педучилище. Ведь знала, что не хочу, но проявила слабость характера. Подруга не поступила, а я поступила. Потом ещё три года в детском саду проработала. Мне было достаточно, чтобы понять, насколько это не моё. Я вообще считаю, что два самых главных выбора в жизни человек чаще всего делает по глупости: замуж выходит (женится) и профессию выбирает. И тут уж как повезёт, как звёзды сложатся, и как сам сможешь понять все знаки судьбы.

- Вы поняли свои знаки?
- Да, мне повезло, оба выбора были единственно верными. Когда я поняла, что воспитание чужих детей – не моя стихия, решила поступить в Московский институт культуры. А ведь многие тогда убеждали продолжить педагогическое образование. Нет, – твёрдо решила я, – ни в детском саду, ни в школе работать не хочу. Поступила на библиотечный факультет заочно и пошла устраиваться на работу в детскую библиотеку. Первый свой рабочий день помню очень хорошо. Амбиций было море, а знаний – ноль, но признаться в этом – ни за что! Стала заполнять формуляр, как мне казалось, самым логичным способом, а потом получила за эту отсебятину по первое число. Как-то мне не понравилось такое отношение к моей инициативе. Но на счастье меня прикрепили к Татьяне Ивановне Исаевой, она стала моим наставником. Мы хоть и ровесницы, но я её очень слушалась, пример брала, училась. Она яркая была, интересная, я за ней хвостом ходила. Кажется, мне не столько институт дал, сколько Таня. Я во многом благодаря ей полюбила свою профессию. А была ещё и Фаина Павловна Дикушина, наша незабвенная заведующая. Уж сколько она сделала для библиотеки! Простая женщина, а как умела добиваться своего! Перед её напором и аргументами ни один чиновник не мог устоять.

- В начале вашей карьеры библиотека жила и развивалась, читателей, наверное, было очень много. Сейчас по-другому?
- Я не могу сказать, что библиотека как-то сильно пострадала в те же пресловутые девяностые. Напротив, кажется, именно в эти годы у нас и «Литературная гостиная» появилась, и «Родники». Вот именно в «Литературной гостиной», куда меня определила Фаина Павловна, я и стала дышать полной грудью, как рыба в воде. Выполнять сухую работу по оформлению книг мне никогда не нравилось. Выдавать книги было интереснее, но не всегда. Мне везёт – я имею возможность прочитать все книжные новинки, разрезать, так сказать, страницы. Это очень волнительный момент. Если книга плохая (увы, но такое случается часто), ни за что не предложу её читателю, а если понравится, то буду рекламировать. Но частенько бывает, что читателю не нужны мои комментарии, и он требует откровенное … Вот тут мне не очень хорошо делается – от того, что переубедить не могу. Поэтому служба хозяйки «Литературной гостиной» для меня – настоящее счастье. Мы тут все на одной волне, понимаем друг друга и всегда нам интересно.

- Слово «библиотекарь» частенько рисует портрет строгой, тихой, неяркой женщины в очках, с каким-то бесформенным пучком на голове или невзрачным хвостиком. Но вы своим внешним видом, энергией, я бы даже сказала, озорством рушите все стереотипы. Не чувствуете несоответствия между собой и профессией?
- Да уж эти стереотипы давно разрушены и не только мной. У нас работают очень яркие и энергичные девочки. Никакого несоответствия я не чувствую, его нет. Я общаюсь с людьми, всегда пытаюсь их чем-то заинтересовать, увлечь, если мне нравится, хочу, чтоб и другим понравилось. Это интересно, особенно когда есть отклик. А отклики есть. Музыкально-литературный лекторий расширил наш круг общения и творческих интересов. Даже название привлекает творческих людей: «В тревоге мирской суеты». Владимир Строинский очень украсил этот круг, кажется, у него на каждый случай есть своя песня. Даже наши дамы 70+ на этих встречах становятся моложе.

- Кстати, о возрасте, хоть это и некорректно: вспоминаете вы о нём и на какие годы себя ощущаете?
- Вспоминаю, когда в зеркало смотрю и в паспорт – как говорится, посмотрю на это фото, и «жить мне больше неохото». А если серьёзно, то я ведь не глупая, прекрасно осознаю, что мне далеко не шошнадцать, я сама уже в большом плюсе. Но, не знаю почему, а ощущаю я себя не старше 46 лет. Хочется бы подольше пребывать в этой иллюзии.

- Это отнюдь не иллюзия, а подтверждённый факт, который, как говорится, налицо. Как вам удаётся сохранять не только внутреннюю, но и внешнюю молодость?
- Не знаю, просто живу и живу. Стараюсь здоровый образ жизни вести, если есть желание, пойду с палками гулять, на озеро люблю по утрам бегать, искупаться в невзбаламученной водичке, а если нет желания – ленюсь и валяюсь с книжкой. Полениться я люблю, стыдно признаться, но две мои чахленькие грядки под окном обычно поражают только буйным цветением сорняков. Но, думаю, что я уже в том возрасте, когда позволительно делать то, что хочешь, и не делать, чего не хочешь. Муж, слава богу, нормально к этому относится, понимает, что я уже отдала всё, что должна, своим детям, а теперь можно иногда и бутербродами поужинать, если мне готовить не хочется. Мама, скорее всего, не одобрила бы эти мои слова, она сама жила с огромным чувством долга перед вся и всеми и нас так воспитывала. Но это чувство, честное слово, не добавляет молодости и радости жизни. А вот за кровь моих родителей, за их гены – огромное спасибо. Да и за воспитание тоже. Когда они приехали в Семёнов, их долго не принимали за своих: и ходят не так, и одеваются не по-здешнему, и говорят чудно.

- О вас, кстати, тоже многие так отзываются. Да вы и на самом деле очень выгодно отличаетесь от многих своих не только ровесниц, но и молодым можете фору дать, хотя бы в чувстве стиля. Оно у вас врождённое или приобретённое?
- Даже не знаю, в молодости старалась чего-нибудь из ничего изобрести. Сама я шила не очень, а вот подружка была мастерица. И сейчас у меня есть подруга – свой собственный стилист, моя собственная Эвелина Хромченко, которой я полностью доверяю и доверяюсь. Я люблю общаться с умными людьми, с ними и сам умнеешь. А люди без чувства юмора для меня совсем не интересны, мне их даже немножко жаль, не способны они воспринимать жизнь во всех её лучших проявлениях.

- Кажется, Сократ сказал: «Повезёт с женитьбой, станешь счастливым, не повезёт – философом». Сюда, кстати, можно и выбор профессии добавить. Так вам повезло?
- Мне крупно повезло во всём – и с мужем, и с работой, это два моих счастливых случая, которые я разглядела и приняла. Но философом я всё же становлюсь, с возрастом это неизбежно, если, конечно, ты читаешь не только рекламные объявления и жареные новости. Я, например, совсем по-философски уверена в истине другого мыслителя, Омара Хайяма, который сказал, что лучше голодать, чем есть что попало и лучше одному, чем вместе с кем попало. Это мой жизненный девиз. Так что я счастливый философ.

- А если вдруг сейчас вам в руки попадётся незнакомая книга с неразрезанными страницами, в которой, неизвестно что, вдруг судьба через эту книгу подкинет вам ещё какой-то шанс, случай, новый проект, на который придётся потратить время, силы. Вы разрежете эти страницы?
- Обязательно разрежу, ведь мне «грешно на долю плакаться, всё, что хотела – вышло. Приподнимите планочку, я прыгну чуть повыше».


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel