Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 506

2312.2020 г.

В начале декабря отмечался День инвалидов. Грустная дата, значения которой кто-то не понимает – её же не назовёшь праздником. Но День инвалидов нужен как лишнее напоминание о тех, кого не сломила судьба и сложные обстоятельства.

Как ни странно, именно в них, внешне слабых, кроется особый внутренний стержень, который помогает жить, радоваться, мечтать, двигаться вперёд и добиваться поставленных целей. Есть много примеров, когда люди всей своей жизнью доказывают, что инвалидность – не приговор. Об одном таком необыкновенном человеке мы хотим вам рассказать сегодня.

Григорий Прокофьевич Лабутин родился в 1919 году в деревне Рождественское Семёновского уезда. Семья Лабутиных была большая – семеро детей. Пропитание добывали, как и многие в деревне, ложкарным промыслом. В малом возрасте он выполнял самые простые операции – вырезал и шкурил, к топорам его не допускали.
Ложкарному мастерству мальчика обучил родной дядя Ерофей, глухой от рождения, который жил вместе с Лабутиными. Обладая навыками резьбы и наблюдательностью, Гриша начал делать из дерева фигурки животных – медведей, зайцев, лисиц. Назывались такие игрушки балясинами. Они у него получались как живые! За короткое время мальчик вырезал их так много, что заполнили они пять больших коробов. Мама увезла всё на ярмарку и там продала, а на вырученные деньги купила телегу – роскошное по тем временам приобретение. Несмотря на каждодневный труд, мальчик получил хорошее образование – закончил семь классов.
Годы службы в армии у Григория совпали с началом Великой Отечественной войны. Военный путь он начал в Крыму, был наводчиком орудий. Здесь ему очень пригодилось школьное образование. Знание математики помогало в расчётах при наведении цели. В 1944 году он был серьёзно ранен около города Остров Псковской области, получил контузию, потерял правый глаз. После лечения Григорий продолжил военную службу в резерве – командиром сопровождения эшелонов.

Вернувшись с войны, Григорий Прокофьевич поселился в родной деревне и женился. Работал в артели по производству смолы для авиационной фанеры, а дома занимался ложками. Ремесло это тяжёлое. У колхоза он покупал делянку леса, сам вырубал. В ход шла, в основном, осина. Брёвна должны были просушиться на воздухе около года, а то и два. Для этого их ставили вертикально, не очищая от коры. Когда древесина просыхала, мастер по специальным меркам делал зарубки и пилой распиливал кряжи разных размеров. Затем раскалывал их, бил баклуши и замачивал в воде. Только потом начинал резать ложки. Он и вторым глазом видел плохо, поэтому практически на ощупь выполнял всю работу от начала до конца.

Жена Марья Афанасьевна помогала ему во всём, в том числе и в ложкарном деле, занимаясь обработкой и шкуровкой изделий. Не одну тысячу ложек – длинных, коротких, полубаских – сдали они в колхоз «Верный путь» в деревне Ларионово. Для любимого занятия хозяин построил отдельное помещение – работную, где было всё хорошо и удобно устроено.

У Григория Прокофьевича был сильный и красивый голос. Они с женой всегда пели русские народные песни, и, конечно, весёлые задорные частушки, которые мастер и знал в большом количестве, и буквально на ходу сочинял сам.

Много испытаний выпало на семью нашего героя. Сгорел дом, построили новый – снова пожар. Однако Лабутины не опускали руки и продолжали жить дальше. Семья была верующая, строго соблюдавшая все законы старообрядчества. Вырастили они двух дочерей и сына, привили им любовь к труду. Свои умения и навыки мастер передал сыну Ефиму. А сам не расставался со своим ремеслом почти до конца жизни. Он считал, что через дерево получает природную силу и энергию.

Григорий Прокофьевич прожил долгую жизнь, его не стало в 2007 году. Поддержка семьи, любимое дело и вера в Бога помогали ему преодолеть все невзгоды, лишения и утраты, давали силы не унывать, не отчаиваться и жить, несмотря ни на что.

Е. КУЛАГИНА, Т. СЕВАСТЬЯНОВА,
МТЦ «Золотая Хохлома»


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle