Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 900

Светлана БАРМИНА
Фото Александра ЮРЬЕВА
15.02.2020 г.

Более чем полвека Валентин СТЕПАНОВ создавал фотолетопись города Семёнова.

На больших полотнах, кажется, оживает время. Вот поёт на импровизированной сцене у ДК молодой, кудрявый (ещё без парика) Иосиф Кобзон, и тысячи семёновцев плотно заполняют площадь. Вот Лев Лещенко, собравший целый стадион. А вот нежная Валя Толкунова выступает. То и дело люди старшего поколения, пришедшие на открытие выставки семёновского фотохудожника Валентина Александровича Степанова, восклицают: «А ты помнишь, и мы там были!» и среди тысяч лиц находят себя.

Удивительно в этих фотографиях всё: четкость изображения, проработка деталей, продуманная композиция и даже передача настроения и певцов, и зрителей.
Семёнов всегда был центром притяжения артистов: в советское время приезжали за хохломой, а нынче привлекает и щедрая на аплодисменты публика, и прекрасные залы капитально отремонтированного Центра культуры и искусства. Помню, приехала на фабрику в 80-е годы Людмила Зыкина, любуется работой художниц, а те ей: «Вы спойте наши любимые, у нас все поют».

У меня невольно забилось сердце около фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, сделанной в 80-е. Многих помню – писала о них. А вот и родителя мужа – Иван и Зоя – стоят в большой группе победителей. Сейчас никого из запечатлённых на снимке нет в живых, но, благодаря Валентину Степанову, они, ещё крепкие и гордые, вошли в историю.

Первый фотоаппарат Степанов приобрёл в 1955 году, назывался он «Комсомолец», а затем накопил денег на «Зоркий» и не расставался с ним десятилетиями, хотя в его арсенале были уже и «Pentacon», и «Зенит», и «Практика». Зоркий глаз Валентина и его «Зоркий» как бы нашли друг друга, снимки стали профессиональными, в них чувствовалось мастерство художника.
В то время Валентин работал слесарем-сборщиком на арматурном заводе. Попросили его как-то сделать снимки для Доски почёта, а, увидев результат, ахнули. Степанов сразу же отказался от стереотипа «лобовых» портретов, он снимал людей на рабочем месте. И столь одухотворенными лица были у его героев, что, казалось, не фотоаппарат их снимал, а художник долго работал над портретом, чтобы показать всю красоту души.

- Представьте, как было сложно фотографу сделать снимки, к примеру, в дымном и тёмном литейном цехе. А у него как бы пропадала эта чернота, выступали проникнутые светом лица и натруженные руки делающих нелёгкую работу людей.   
Почти у всех арматурщиков есть его снимки, их берегут и ценят. А сколько он сделал для заводского музея! – вспоминал на открытии выставки руководитель одного из отделов и организатор заводского музея Ю. Ф. Вайгульт.
Так вот, вызвал как-то Степанова директор завода А. Д. Лагранский и сказал: «Валентин, ты должен заниматься своим делом – фотографией, здесь ты больше пользы принесешь».
- Оборудовали мне лабораторию, и стал я фотографом завода, чем и горжусь, – говорит 85-летний Валентин Александрович.

Как в воду глядел умница Лагранский: «написал» заводской фотограф не только историю завода, но и историю города. Прошедшим летом Семёнов торжественно открывал заново обустроенную улицу Заводскую, а на стендах были фотографии людей арматурного и этапы строительства улицы. Если вы давно не бывали в нашем городе, вы и не узнаете нынешнюю Заводскую: обновлённые дома, детские площадки, огромные фигуры матрёшек, мостик у пруда, тротуары, спортивные сооружения, беговая дорожка….

Фотохудожником Валентин себя никогда не называл, а слово «бренд» в его время и вовсе не звучало. Но молодые фотолюбители вовсю спорили о том, что же такое главное в работах Мастера, почему их нельзя спутать ни с какими другими. Уникальная композиция, удивительная проработка изображения… И, наконец, как на чёрно-белых фотографиях можно передать цвет? Сошлись в одном – дело в таланте Степанова.
Я долго стояла около полотна «Зимний лес». Ну действительно как, скажите, в чёрно-белом варианте передать крупинками лежащий пронизанный солнцем снег и яркую зелень молодых ёлочек на опушке?!
А ещё фотограф Степанов мог работать… незаметно. Он не метался в поиске ракурса, не заставлял людей улыбаться, и как он достигал блестящего результата – загадка.
И меркантильность у нашего фотолетописца полностью отсутствует. Бывший редактор районной газеты Т. Л. Евстропова, тесно сотрудничавшая с ним долгие годы, вспоминает, как по первой просьбе шёл Валентин фотографировать хохломичей, передовиков других предприятий, и газета получала снимки отличного качества. Не из-за маленького гонорара он это делал. Почётный гражданин города Т. В. Сазанова сказала, как всегда, точно: «Мы прошагали одной дорогой, делая общее дело для процветания города. И для будущих поколений, конечно».

Хочется сказать большое спасибо работникам Центра культуры и искусства, лично Нине Алексеевой, сотрудникам историко-художественного музея за новое открытие Степанова. Скромный Валентин не посылал свои работы на престижные выставки, хотя вполне мог стать их лауреатом, да и в Семёнове у Мастера всего третья выставка. Не густо. Но именно сейчас общественность заговорила о необходимости издать альбом с его снимками.

Выставка названа точно – «Город моей судьбы». На её открытии Валентина Александровича ждало много сюрпризов: тёплые слова ведущей и организатора выставки Нины Алексеевой, счастливые глаза его жены Татьяны, сына и дочки, любимые песни в исполнении наших талантливых певцов. А в заключение вышли со словами признания фотографы Олег Самедов, Александр Юрьев и Андрей Грибов, снимающие историю уже наших дней. Саша Юрьев даже не сказал – выдохнул: «Спасибо вам, Учитель!» А ведь точнее не скажешь!

P. S. Выставка продолжит работу до 1 марта.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle