Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 1822

Юлия МЕРКУШОВА
20.01.2018 г.

С годами заметно снижаются запросы у человека. Много ли нам надо? – говорят старики. Люди в возрасте, как правило, действительно неприхотливы и рады, казалось бы, любой мелочи от близких. Однако, насколько ни сужается круг их интересов, тяга к вниманию, любви и заботе сохраняется до конца жизни. 

«Закалило меня детство!»

Анна Михайловна Голубева родилась и выросла в небольшой деревушке Краснобаковского района. За свою долгую жизнь (а в этом году ветеран труда отметит 93-летие) повидала она немало российских уголков, но вот уже полвека живёт в деревне Боковая. 

- В семье нас было только двое детей… Грустно это, – начала рассказ Анна Михайловна. – Ведь до войны в семьях насчитывалось до десятка ребятни, и это почиталось нормальным. Раньше как говорилось: «Бог даёт детей – даст и на детей», так что дети были от Бога. А сейчас вон глядишь на молодёжь и кажется, что дети у них будто от дури. И у нас могла бы быть большая семья с детками, но после родов младенцы у мамы погибали. Что говорить, времена тяжёлые были – болезни и войны косили народ! 

Мама нашей героини умерла, когда ей самой было всего шесть лет, воспитанием занимались отец и старший брат. Папа строил дома, брат ему во всём помогал, а маленькая Нюра научилась вести хозяйство, ухаживать за скотиной, готовить обеды, стирать и убирать. 

- Ой, как отец меня любил! Всё баловал – то платочек привезёт, то платьице новенькое, – вспоминает женщина. – Но и закалило меня детство, ох как закалило! Я ведь и не представляю, как по-другому жить-то можно. И как иные люди днями ничегошеньки не делают и не устают от безделья – ну, не понимаю!  

- Мама у нас аккуратистка, – вступает в разговор дочь Татьяна. – Всё-то у неё по своим местам находится, тарелочка к тарелочке, ложечка к ложечке, в доме ни пылинки. Порой кружку на место не уберёшь, так ругать ещё начнёт. Сейчас она многое забывать стала, со зрением плоховато, но буквально каких-то пару лет назад на семейных праздниках так отплясывала – вся деревня удивлялась!  

Когда Аня была уже взрослой девушкой, отец вновь женился, а брат ушёл на войну и больше свидеться с ним не пришлось.

- Поговаривали, что брат мой в плен попал, а затем его расстреляли… – На морщинистых щеках появляются слезинки. – Мы столько лет писали в различные ведомства, искали подтверждения его гибели, но официальный ответ был один: «Ваш брат пропал без вести». А уж сейчас как бы хотелось к его могилке прикоснуться, поплакать, поговорить…  

«Ты доживи до моих годков»

В 1947 году молодая и красивая Анна Михайловна вышла замуж. Её супруг Иван Васильевич только прибыл со службы из Заполярья. После свадьбы главу семьи направили по распределению трудиться механиком в Урень. Затем он был главным инженером, Анна работала сортировщицей. Окончила техникум. Через год у пары родился сын Александр, а в 1956 году и дочка Татьяна.   

В Боковую семья Голубевых переехала в 1968 году. Стали супруги работать на льнозаводе: Иван Васильевич – руководителем производства, а Анна Михайловна – экономистом. 

- Да жили, как и все, – говорит женщина. – Скотину держали, огород сажали, всё ведь не укупишь… А я ещё шила и вышивала – ничего ведь в магазинах не было из одежды-то. 

- Как сейчас помню, в детский сад мы с братом самые нарядные ходили, – рассказывает дочка Татьяна. – На рубашках, платьях, нижнем белье в уголочке всегда были наши инициалы вышиты.  

Татьяна аккуратно достаёт семейный альбом. Пересматривая пожелтевшие от времени снимки, Анна Михайловна комментирует:

- Здесь я совсем молодая, озорная, весёлая… а тут на курсах повышения квалификации, а здесь с любимым мужем и сыном Сашенькой. Танюшки тогда ещё не было.

И вновь на глазах женщины выступают слёзы. Вот уже тридцать лет нет рядом с ней Ивана Васильевича – не дожил и до семидесяти лет. Но его портреты на стенах дома по сей день напоминают о дружной и крепкой семье. 

- Мама ведь, по сути, ещё могла устроить свою жизнь, найти женское счастье, – подробнее рассказывает Татьяна. – И мужчины свататься к ней приходили, но она наотрез всем отказывала. Любит она отца. Они настолько близкими и родными стали, что для мамы никто другой рядом существовать и не может.

Беда, как известно, не приходит одна – вскоре после кончины мужа умер старший сын Александр. 

- Он у меня военный – капитан. Такой умница и помощник во всём, – с гордостью говорит Анна Михайловна. – Много уж лет прошло, а пережить эту потерю всё ещё трудно. Вот посмотрите (женщина переворачивает страницу фотоальбома), как Сашенька похож на моего папу. Хорошо, что деток после себя успел оставить. Теперь вот и живу внуками да правнуками… 

Анна Михайловна богата на потомков – у неё пять внуков, пять правнуков, а недавно на свет появилась правнучка. Татьяна со своими детьми живут по соседству и ежедневно навещают престарелую женщину, помогают по дому, стирают, готовят кушать… Но всё это – под чётким руководством Анны Михайловны. 

- Мама часто говорит: вот доживёшь до моих годков-то, так и узнаешь, что в жизни горя не избыть, – прощаясь, объясняет Татьяна. – Мудрость приходит с возрастом, и каждый миг, проведённый рядом с мамой, мы стараемся запомнить, сохранить и передать нашим детям.  

Анна Михайловна попрощалась с нами, пододвинула стульчик к окну и уселась поудобнее. И, кажется, перестала видеть, что происходит вокруг. Погрузилась в себя, в отражение собственной жизни, в радость и боль, лишь изредка заглядывая в лица прохожих.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle