Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 2915

Юрий ХРАМОВ
30.06.2015 г.

Поистине нет в нашей стране ни одной семьи, которую не затронула Великая Отечественная война. Ужасы военных лет довелось испытать на себе мужчинам и женщинам, старикам и детям. А. С. Синякова – единственная в поселке Фанерное оставшаяся в живых участница войны. Родом она из Ковернинского района. В 1941-м Насте было 19 лет.

Мужчин забрали на фронт, а их, молодых девушек, направили в Гороховецкие лагеря. Тех, кто имел образование, направили на курсы медицинских сестер, а малограмотных оставили в лагерях носить тяжелые снаряды. Анастасия Сергеевна была в их числе. Потом девушек отправили под Ленинград.

- Целую неделю нас везли туда в телячьих вагонах, – вспоминает Анастасия Сергеевна. – То и дело фашистские самолеты бомбили состав, и нам приходилось тяжело. Только поезд тронется, немного отъедет – опять летят с воздуха бомбы. Наконец, добрались до пригорода Ленинграда, и нас определили на артиллерийский полигон. Туда привозили с заводов пушки, другие орудия, мы к ним подносили снаряды. Ведь, прежде чем отправить орудие на фронт, надо его проверить: может, оно вообще не стреляет? Вот на этом полигоне солдаты, офицеры и проверяли исправность пушек. Если все хорошо – на фронт, а если неисправности – обратно на завод. Нам, конечно, досталось – снаряды были тяжеленные. К тому же, в то время Ленинград был уже в блокаде. Люди – голодные, изможденные. Помню, идем как-то с подругой по улице, и вдруг я понимаю, что одна. Оглядываюсь, а она лежит – упала и в одночасье умерла. А чему удивляться: выдавали по 300 граммов хлеба, а еще в «меню» только крапива да щавель. За один раз съешь этот кусочек хлеба, и опять голодная. А ведь, чтобы носить снаряды, нужна была сила. Там люди доходили до такого состояния, что ели собак, кошек. Ох, много народу от голода умерло! Мне просто повезло – отец присылал деньжат, вот я и выжила. А еще помню, только придешь на артиллерийский полигон, начинается бомбежка. Бегом – в укрытие, и так несколько раз в день. Сил уже никаких не хватало бегать.

Анастасия Сергеевна награждена медалью «За оборону Ленинграда», отмечена Памятным знаком «Участнику Великой Отечественной войны от благодарных нижегородцев», имеет другие юбилейные медали.

- В общей сложности в Гороховецких лагерях и под Ленинградом я пробыла пять лет, – продолжает рассказ ветеран. – После снятия блокады, конечно, полегче стало – хлеба уже выдавали по 600 граммов. 

После войны приехала я в свою деревню, в которой до войны жила, вышла замуж. Муж у меня тоже фронтовик, даже в плену был. В колхозе тогда бедно жили, работали за палочки-трудодни, а у нас народилось трое детей. А у мужа здесь, в поселке жила сестра, вот она его сюда и переманила – тут ведь был неплохой фанерный завод. Потом и я к нему с детьми приехала. Прожили мы с ним вместе 50 лет. Давно уж его нет в живых. А я – зимой у дочери, а летом мы вместе с ней сюда приезжаем. В апреле я 93 годочка отметила. Сама себя порой спрашиваю, почему так долго живу? Хотя у меня в родне все долгожители. Отец умер в 92 года, мама в 80, сестра – в 82. А так… никто не знает, сколько ему на роду написано. 

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle