Ирина КОЛОБОВА
Фото предоставлено героем материала
21.01.2023 г.

Начало года так припугнуло наш народ студёными деньками, что многие поневоле вспомнили про старую добрую печку. В своём доме даже при наличии другого отопления печка лишней не бывает, поскольку другое от неё тепло исходит – хорошее, ласковое.

А вот интересно, есть ли в наше время мастера, способные сложить этот чудо-источник тепла? Оказывается, есть, и больее того, работают практически не покладая рук, потому как спрос на них преогромный. Сегодня мы познакомим вас с одним из них – обладателем столь редкой ретропрофессии и столь популярной в Семёнове фамилии – Николаем СМИРНОВЫМ.

Из всех данных об этом человеке у нас был только номер его телефона, потому и неудивительно, что мы ждали в гости эдакого повидавшего виды мужичка с мудрыми глазами и хитроватой улыбкой, скрывающей вековую тайну. Именно такой образ печника сложился благодаря советской литературе и рассказам старожилов. Но в назначенное время в редакцию пришёл совсем молодой человек, похожий на кого угодно: на эффективного менеджера, системного администратора, юриста, экономиста, да хоть на тренера, но не на печника. Тем не менее, это был он – человек, которого мы искали. Это потом из разговора стало ясно – настоящий печник сидит перед нами, и никакой тайны из своей профессии не делает.

Никогда маленький Коля не мечтал стать печником, у него и мыслей-то таких не возникало, поскольку жил он в квартире и печки только на картинках видел. Парни его поколения, рождённые в конце восьмидесятых, мечтали о другом, о высоком и практически недостижимом: президентом хотели стать, ни больше ни меньше.
- Были такие мысли, – смеётся Николай, – но я уже тогда понимал, что это невозможно: нас много, а должность одна, и выбирается нечасто. Я хотел стать коммерсантом. Не очень понимал, что это такое, но хотел. Видел в «Бригаде» (бандитский сериал 2002 г. – авт.), что деньги открывают любые возможности, и мечтал. Потому после школы поступил в наш техникум на «Бухучёт». Быстро понял, что зря, неправильный выбор сделал, не получился из меня коммерсант, хоть я и старался.

Понял это Николай, когда поехал с отцом на заработки в Москву, где его финансовые способности были абсолютно не нужны – подсчитать нужное количество кирпичей можно и без высшей математики, а вот руку на большинстве строительных специальностей он набил хорошо.
- Я подсобником был; научился инструмент в руках держать, кирпичи класть, и что удивительно, мне это понравилось. Потом кризис грянул, сократили нас, пришлось в Семёнове работу искать. У меня уже семья была, надо было кормить.
О встрече с будущей женой Николай рассказал в двух словах. Встреча была случайной – когда он шёл из своего Пуреха на учёбу в техникум, симпатичная девушка стояла на дороге и кого-то ждала. Оказалось, подружку свою, с которой тоже в техникуме учились. Какая искра между ними пробежала, кто первый обратил внимание, он на неё или она на него, неизвестно, но первый звонок, по словам Николая, всё же сделала она, Галя. Да это и неважно, главное, встреча состоялась, и любовь с первого взгляда оказалась настоящей. Через два года поженились, первый сынок родился, появились вполне взрослые семейные обязанности, заботы и проблемы.
- Мы жили у Галиных родителей, я вспомнил о своём образовании и устроился на работу в магазин инструмента. Про мечту стать коммерсантом тоже вспомнил, стал внимательно присматриваться, как идёт торговля, в чём её сложности, как с ними справляться. Но главное, я очень многое узнал об инструментах, познакомился со многими деловыми людьми, профессионалами. Кто-то советовал открыть собственное дело, и я подумал, почему бы нет. С женой посоветовался, с её родителями, и решили мы сделать пристрой к дому и открыть там свой магазин.

Решил Николай и сделал, руки-то у него из правильного места растут, все строительные работы на себя взял. Документы оформил, начал рынок изучать: какой инструмент спросом пользуется, как из своей торговли выгоду извлечь. Но на этом все его коммерческие планы и закончились.
- Неинтересно мне стало – ну, не моё так не моё, ничего не поделаешь. И стал я свой магазин в аренду сдавать, а сам торговым представителем устроился.
Но и здесь не чувствовал себя Николай на своём месте: зарплата, вроде, идёт, а удовольствия или хотя бы немного позитива от работы не получал. И так прикидывал, и этак, куда силы свои и способности направить, ничего в голове не вырисовывалось.
- Встретились как-то с приятелем – он тоже работу искал и говорит: «Давай попробуем на печников выучиться – я где-то слышал, что их услуги спросом пользуются». Я удивился: какие печки, двадцать первый век на дворе?! У тебя есть печка? Вот, у меня тоже нет, и ни у кого из знакомых нет. Поговорили, посмеялись и забыли.

А через полгода, когда совсем уж стало невмоготу нелюбимую работу выполнять, вспомнил Николай тот разговор с приятелем. Вспомнил и полез в интернет узнать, как там печки делаются.
- Если честно, я даже никому не говорил об этой идее, боялся – засмеют. И от интернета особо помощи не ждал. Но ошибся. Когда забил в поисковике нужный вопрос, мне тут же выдали информацию о том, что в Нижнем есть колледж, где учат на печников, и весной ожидается очередной набор.
Не просто колледж нашёл Николай в интернете, а настоящую школу мастерства, которую открыли потомственные печники Иван и Роман Растригины. В Нижнем, оказывается, существует целая Нижегородская гильдия печников и трубочистов. Вот вам и вымирающая профессия. Не ошибся, видать, на этот раз Николай со своим выбором.
- Да, тут я точно не ошибся, уже пять лет работаю, так что могу сделать вывод. Мы попали во второй набор в этой школе, учил нас сам Роман Леонидович. Это потрясающий мастер, настоящим гуру лично для меня стал. Он не только дело своё знает отлично, но и учит ему здорово. Он и сам любит своё дело, и нас заставил полюбить. Не всех, может, но я полюбил. Каждый год школа выпускает человек 20-25 мастеров, но в профессии остаются не больше пяти. Роман Леонидович говорит, что это вполне естественно. Научиться мало – надо полюбить свою работу и, что немаловажно, найти ей применение. Он всегда говорит, что печник, или правильнее, печных дел мастер – это не профессия, а образ жизни, даже, можно сказать, философия.

Похоже, Николай и полюбил профессию печника, и применить её сумел, и отдачу от любимого дела получает.
- Здесь мне тоже Роман Леонидович помогает, заказы находит, рекомендации даёт. Да, печник – не самая востребованная профессия, это не сантехник и не электрик. Они, конечно, тоже без рекомендаций и хороших отзывов не обходятся, но у них рынок намного больше. А печник если раз накосячит, то второго раза может и не быть, к нам проявляют повышенное внимание и часто недоверие.

И вот дипломированный печных дел мастер Николай Смирнов ушёл в свободное плавание. На практике всё замечательно получалось, а как на работе будет?
- В первую очередь дал объявление в газете и даже не надеялся на отклик, но снова ошибся. Звонков было много, но в основном по ремонту старых печей. Как узнает заказчик, сколько мне лет, так трубку кладёт, – не верит народ, что кто-то из молодых что-то в печах соображает. Самая первая моя новая печь была «голландкой»: разобрал старую и сложил новую. Я, наверное, не смогу передать словами моё волнение, когда затопил её впервые. Но всё прошло хорошо.

Много разных печей сложил Николай за пять лет работы: и «голландки», и «шведки», и русские, и банные, и камины, и печи-камины, и барбекю самых разных конфигураций, но волнение на финише приходит каждый раз. И курьёзных случаев было немало, и ошибок, но всё это идёт в зачёт печнику, в копилку мудрости и мастерства.
- Помню, на втором году моей работы мы с напарником накосячили. Печь сложили, всё, как полагается, затопили, а она дымит. Всё проверили до последней мелочи, ничего не понимаем. Оказалось, лишний канал сделали, – думали, что так лучше будет тянуть, но не тут-то было. Печь – это почти живое существо, и организм у неё, как у человека: как только что лишнее образуется или недостаёт чего, всё – инвалид. А один раз разбирал старую печь, чтобы новую поставить. В доме несколько квартир, я на чердаке. Разбираю потихоньку, всё идёт нормально. Дошёл уже до потолочного перекрытия, отверстие появилось, комната видна, и из неё девочка смотрит, а глаза… как будто привидение увидела. Не ту печь-то я разбирал, а соседскую, а девчонка из школы пришла, взрослых дома не было. Позвонил я её бабушке, а она даже обрадовалась – сказала, что давно хотели печь сломать. Так что мне не пришлось исправлять свою ошибку.

Сейчас у нашего героя уже два сына, и живут они дружной семьёй… нет, не в доме с печью или камином, а в обычной квартире. Неужели не хочется самому себе построить дом и сложить печь, да такую, чтобы ни у кого больше не было?
- В детстве я мечтал, чтобы у меня был камин – насмотрелся, наверное, кино, вот и захотелось. А сейчас, честное слово, не хочу. Я вообще иногда удивляюсь, когда люди платят огромные деньги, например, за садовую печь – барбекю, чтобы пять раз в год пожарить на ней шашлыки. Но их, богатых, не поймёшь, а нам от таких клиентов только польза. Недавно клал камины в шестиэтажном особняке в Нижнем. Хозяин захотел два на первом этаже в кабинете и гостиной и один на третьем. Ну, тут, как говорится, любой каприз…

В Семёнове у Николая работы немного, а вот в Нижегородской, Владимирской и Московской областях уже очень многие греются от огня его печей и каминов. А если учесть, что на рождение каждой печи требуется не меньше пяти дней, то когда же он дома бывает?
- Редко бываю, особенно в сезон работы много. Сейчас вот немного посвободнее, так что-то скучновато стало. Решили с напарником новое дело освоить. Сейчас многие просят теплообменник в печь поместить, чтобы тепло по трубам развести по всему дому. Мы это делаем, но после нас начинают работу сантехники. Думаю, что мы и сами с этой задачей справимся. А что касается семьи, то да, частенько только по выходным и собираемся вместе. Но мои сыновья уже потихоньку к моей работе приобщаются. Старший любит со мной на работу ездить – кирпичи подносит, и младший уже побывал по семейным обстоятельствам. Весной было ему два с половиной годика, садик в майские праздники не работал, а мама наша работала, бабушка тоже не могла водиться по какой-то причине. Пришлось с собой брать. Приехали на дачу – включил электрообогреватель, уложил ребёнка, и спал он у меня часа три, даже от шума болгарки не проснулся. Потом я его накормил и дал в руки перфоратор, вот он и сверлил старые поддоны. И мне спокойно, и ему интересно. А вообще мне очень хочется нынче отдохнуть всей семьёй. Мы ни разу вместе никуда не ездили, разве только на речку или в Нижний. Вначале первый сын был маленький, когда он подрос, появился ещё один маленький. А вот теперь всё как-то срослось, можно и на море махнуть.

В родне Николая никогда не было печников, он – первый, может, не последний?


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel