Ирина КОЛОБОВА
01.10.2022 г.

Каждый раз, выбирая героя для статьи, посвящённой Дню пожилого человека, журналистам приходится задумываться, а не обидишь ли претендента, отнеся его к этой возрастной категории, – вдруг он абсолютно не чувствует себя пожилым?

Вот и при первом разговоре с нашей сегодняшней героиней пришлось проявить чувство такта, ведь в самом деле назвать Асию Хасяновну Царёву пожилой просто язык не поворачивается. Но у нас был козырь в рукаве, и первое, что мы ей предложили – это рассказать о своей трудовой деятельности в сфере профессионального образования, благо эти два праздника – День пожилого человека и День профтеха – отмечаются почти одновременно.

Асия Хасяновна много лет обучает молодёжь искусству резьбы по дереву в Семёновском индустриально-художественном техникуме и совсем не собирается прекращать свою трудовую деятельность. Так что к категории пожилых её можно отнести разве что по паспортным данным. А в них наша героиня почти никогда не заглядывает. Поэтому мы расскажем просто о человеке, для которого возраст – это последнее, о чём бы он стал переживать.

Ася Хасянна – так мягко и очень по-домашнему зовут её и ученики, и коллеги, а она не обижается за то, что те пропускают звуки в её имени и отчестве.
Ей всегда очень нравилось своё имя. Да, на тургеневскую Асю татарская девочка внешне была совсем не похожа, но своей русской душой она понимала все её переживания и всегда тянулась к красоте.
- Я родилась в Дзержинске, – рассказывает Асия Хасяновна, – родители работали на заводе и воспитывали шестерых детей. Большая у нас была семья и очень дружная. Отец всегда гордо говорил, что мы – нижгар, то есть нижегородские татары. У нас и фамилия русская – Щёголевы. Говорят, Иван Грозный каждой деревне давал одну фамилию на всех. Родители у меня – простые люди, но образование детей было для них на первом месте. Помню, сестра попыталась выйти из-под родительского контроля и самовольно бросила техникум – хотелось поскорее начать работать, зарабатывать, обновки себе покупать. Отец узнал и чуть не силком вернул её на место.
Все мои братья и сёстры серьёзно занимались спортом, и только мне почему-то интереснее было рисование. У нас в Дзержинске очень сильная художественная школа, я её окончила и после восьмого класса решила поступать в Абрамцевское училище. Директор школы не отпустил – мы жили по соседству, и он родителям внушил, что мне обязательно нужно получить среднее образование. Пришлось покориться, но после девятого я всё равно ушла, на прощание директор пожелал мне провалиться на экзаменах.
Но Ася не провалилась, а стала успешной и активной студенткой престижного художественно-промышленного училища в подмосковном имении Абрамцево. А благодаря своей экзотической красоте она стала просто на разрыв для студентов-художников, которые мечтали написать её портрет.
- Мы очень интересно учились, – вспоминает Асия Хасяновна, – в общежитие приходили только спать, весь день был переполнен до отказа если не уроками, то кружками, экскурсиями. Раз в неделю обязательно ездили в Москву на выставки, в музеи. Училище у нас было интернациональное, друзья появились во всех уголках страны, и на каникулах мы ездили друг к другу в гости. Я и на Урале была, и в Прибалтике, да почти во всех республиках. Могли запросто сесть в поезд и поехать в Ленинград посмотреть на салют.
После окончания училища Ася, благодаря хорошему диплому, получила возможность выбора места прохождения практики.
- Мне очень хотелось ближе к дому, – вспоминает Асия Хасяновна, – и мне предложили на выбор Городец и Семёнов. Мы с братом сначала решили съездить в Семёнов, он меня провожал, я ведь ни разу не была в этом городе. Нашли фабрику по производству сувениров – она тогда находилась за ковернинским переездом. Пришла в лабораторию, познакомилась с начальником Иваном Константиновичем Сорокиным, и в Городец даже не поехала. Осталась в Семёнове, стала работать в творческой лаборатории художником, мастером резьбы по дереву и кости.
Иван Константинович был очень прогрессивным человеком, я уж не говорю о его творческих способностях. Молодёжи он уделял много внимания – можно сказать, делал ставки на молодость. Но мы и старались не подводить. Придумывали, фантазировали и сами все свои проекты в жизнь воплощали. Мы даже этикетки сами придумывали и рисовали вручную, мои экземпляры на выставке в Доме архитектора демонстрировались. Комсомольской работой занималась, активная была.

По семейным обстоятельствам Ася была вынуждена уехать из Семёнова и некоторое время работала в Дзержинском НИИ художником-оформителем. Но Семёнов не отпустил её, вернул обратно силами будущего мужа.
- С Иваном мы вместе в училище учились, – рассказывает Асия Хасяновна, – он старше меня, тогда уже армию отслужил. Встречались случайно, а заговорил он со мной только на последнем курсе перед самым распределением. Я видела, как он смущался и даже краснел при встречах, и всё хвостом крутила. А тут он вдруг решился и спросил, откуда я, и очень обрадовался, что мы почти земляки. А потом встретились уже в Семёнове в лаборатории. Иван уже посмелее стал, заговаривал об отношениях, но я всё ещё не готова была. Девчонки в лаборатории ругали меня за то, что издеваюсь над парнем. Когда уехала домой в Дзержинск, стала очень скучать по Семёнову, всё вспоминала, анализировала и пришла к выводу, что если уж и выходить замуж, то только за Ивана Царёва.

Замужество внесло серьёзные коррективы в жизнь нашей героини, ей пришлось надолго оставить любимую работу, потому что три декретных отпуска следовали один за другим. В 1983-м родилась Регина, в 1985-м – Ирина, в 1986-м – Семён.
- Я очень трудно привыкала к бытовой жизни в Семёнове, – признаётся Асия Хасяновна, – на работе всё устраивало, а вот дома… Да дома-то никакого и не было, много лет слонялись по съёмным квартирам. Это ведь к хорошему человек быстро привыкает, а мне из своей дзержинской квартиры со всеми удобствами пришлось окунуться в полное их отсутствие. Воду таскать, дрова, печку топить, а на руках один ребёнок за другим. Я всегда думала, что я человек творческий, не приспособленный к бытовым проблемам. Пришлось привыкать, потому что к моей творческой натуре прибавилась ещё одна – мой муж. Вот уж он – настоящий художник со всеми вытекающими. Иван – художник и резчик от Бога, ему абсолютно чужды все бытовые вопросы, и две таких натуры в одной семье – это реальный повод к разрыву. Вот и пришлось впрягаться. Конечно, что касается домашних дел, он всегда помогал, и детей воспитывали вместе. Только папа – это праздник, а мама – будний день.

Девяностые ощутимо хлестнули по семье Царёвых, но у них в руках всегда было дело, которое позволяло выживать.
- Я могла бы заниматься живописью, рисовать в свободное от работы время в своё удовольствие, но быстро поняла, что картинки, как бы хороши они ни были, на хлеб заработать не дадут. А вот резьба нас здорово выручала. Иван резал эксклюзивные вещи, которые можно было выгодно продать. Я тоже занималась резьбой, но пришлось и рыночные отношения досконально изучать, тут от мужа помощи никакой. Хорошо хоть, жильё какое-никакое получили – Иван Константинович Сорокин пробил для нас общежитие в старинном здании, где раньше находился филиал нашей фабрики. Места много, а всё остальное делали своими руками.
Конечно, я мечтала о хорошей квартире, даже Терешковой письмо писала, и даже получила ответ. Нам предложили квартиру на Пионерской в двухэтажном доме, но мы подумали-подумали и решили шило на мыло менять. Потом нам разрешили приватизировать наши квадратные метры, и вот до сих пор живём в старинных хоромах – вроде бы, и на окраине города, и в то же время в центре. Нам нравится.

Педагогические способности нашей героини стали проявляться ещё на фабрике, именно ей доверяли практикантов из художественного лицея. Она помнит времена, когда профессия резчика по дереву звучала гордо. А в 2001 году директор лицея Евгений Иванович Лазарев предложил ей работу мастера производственного обучения.
- Я долго не могла решиться, – вспоминает Асия Хасяновна, – всё на фабрике меня устраивало. Коллектив прекрасный, все уже одной семьёй стали, считай, 22 года с мужем вместе на работу и с работы, одни интересы, одни темы для разговоров. Даже дети как-то незаметно освоили все наши интересы. Девочки наш лицей окончили, обе художницы, сын весь в отца, прирождённый резчик по дереву. Мне вполне хватало воспитательской работы дома. А тут нужно было брать на себя ответственность за чужих детей. Уже не помню, какие аргументы приводил Евгений Иванович, но я согласилась. В первое время ходила на занятия других мастеров, подсматривала, прислушивалась, училась. Потом принялась за обустройство своей мастерской, уж очень запущенная она была. Хотелось, чтобы ученики чувствовали себя как дома.

А сейчас в мастерскую резьбы по дереву водят экскурсии, и это полностью заслуга Асии Хасяновны, она действительно создала свой дом, свою семью.
Возможно, именно навыки семейного воспитания помогли нашей героине быстро освоить новую работу и влиться в педагогический коллектив. Поле для профессиональной деятельности было огромное, Асия Хасяновна дала путёвку в жизнь трём полноценным выпускам, которые проходили трёхлетний курс профессионального образования.
- Обидно стало, когда в первый раз мы не смогли набрать группу резчиков, – признаётся Асия Хасяновна, – но решение вопроса было найдено, я стала обучать своему любимому делу ребят с ограниченными возможностями здоровья. Пусть мало кого из них можно назвать прирождённым резчиком, художником, но эта профессия может стать хорошим подспорьем в жизни. Главное, заинтересовать человека, дать понять, что у него всё получится, надо только постараться.

А вот это самое трудное. При первом знакомстве многие ученики с недоверием смотрят на женщину-мастера, кто-то даже припечатает с ухмылочкой: «А вы сами-то хоть умеете чего-нибудь?»
- Да, всякое бывало, – соглашается Асия Хасяновна, – приходилось и с психологом беседовать, и за валерьянкой бегала первое время. Потом поняла, что чем меньше воспитываешь, заставляешь или, не дай бог, кричишь, тем лучше получается. Своя семья всегда примером служила, мы ведь совсем не воспитывали своих детей, они сами всё видели, слышали, понимали и повторяли – мы им в полтора годика давали в руки карандашики, а потом, когда материально трудно приходилось, они принимали участие в пополнении семейного бюджета. С учениками точно так же. На вопрос, умею ли я сама чего-нибудь, я даже отвечать не стала – взяла инструмент, заточила его на глазах у изумлённой публики и показала, чего могу.
Когда начинаем учиться, нервы не только у меня, а и у ребят на пределе. Бывает, что и инструмент летит, и столы переворачивают, и двери вышибают, когда ничего не получается, а потом всё налаживается. А уж когда начинаем к выставкам готовиться, то гордости предела нет. На всех фестивалях возле нашей палатки всегда народ, покупают, заказывают.

Некогда нашей героине думать о возрасте, у неё так много дел и забот, что главная проблема – это нехватка времени. В прошлом году Асия Хасяновна Царёва стала победителем областного конкурса «Мастер-21», заняла третье место среди 186 претендентов. Несколько лет она является экспертом национального чемпионата «Абилимпикс», где соревнуются в профессиональном мастерстве люди с ограниченными возможностями здоровья, и постоянно команда под её руководством занимает призовые места. И всё-то ей интересно, и всему она хочет научиться. Только бы где на всё это время взять, когда и работы только прибавляется, и семья становится всё больше.
- У меня уже четверо внуков, – с гордостью говорит Асия Хасяновна, – стареть некогда. Кажется, они занимают гораздо больше времени, чем когда-то дети. Бабушка я, может, и не совсем правильная – другая бы дома сидела, с внуками возилась, а я всё на работу бегаю. Но пока я ещё не могу признать себя пенсионером – наверное, потому что всегда в окружении молодёжи, а с ними расслабляться нельзя, раз-раз прозвище припечатают. Приходится стараться. Бывает, конечно, что утром ужас, как не хочется на работу идти, но быстро проходит. Одним словом, воспоминаниями я пока не живу, некогда. Жаль, что время бежит слишком быстро, хотелось бы хоть чуть-чуть замедлить. Когда в своём маленьком огородике вожусь, кажется, что время чуть останавливается. А потом опять всё кувырком. Но, если честно, мне нравится такой ритм. Хотя семёновскую тишину я тоже очень сильно полюбила. Когда-то при каждом удобном случае – детей в охапку, и в Дзержинск. А теперь не хочется, теперь мой дом здесь и я его очень люблю. Теперь мои родные в гости ездят и тоже полюбили наш город.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel