Печать
Категория: Культура
Просмотров: 1008

13.07.2022 г.

Хотите приехать в наш город?
От Нижнего час лишь пути.

И в жаркую пору и в холод
По улицам тихим пройти.

С этих строк Натальи Остафийчук втвеев, за организацию школы?» - с таким вопросом обратился к Георгию Петровичу нижегородский голова Д. В. Сироткин. Матвеев задумался. Всё в его жизни налажено: работа есть, жалованье получает. Стоит ли менять жизнь в большом городе на совершенно непонятную ещё школу в маленьком провинциальном городке? «Стоит! – всё-таки решил он и поехал в самое гнездо старообрядчества, где в июне 1916 года стал директором школы художественной обработки дерева, «Школа ХОД» – так стали называть её в Семёнове.

И думу задумал Георгий тогда,
Он знал: будет трудно, но то не беда.
Школу создать по делам и уму,
Учить молодёжь рисовать хохлому.

Семена, которые бросил Матвеев в землю родного края, проросли. Школа ХОД превратилась в лицей №30; потом лицей вошёл в состав Семёновского индустриально-художественного техникума. Из здания на улице Санахтинской школа вскоре переехала на улицу Нижнюю Базарную (нынче площадь Трёх Коммунистов), потом построили специально новое учебное здание, общежитие на улице Чернышевского.

Сколько талантов здесь родилось,
Сколько наград получать довелось,
Сколько в той школе бывало гостей
С нашей заволжской, других областей.
Дипломы, медали и ордена!
Жар-птицей любуется наша страна!

У новой книги название длинное «Трепет таланта. Максим Горький и мастера народных художественных промыслов». При чём здесь великий русский писатель Максим Горький? Что роднит его с художниками? Что общего с Матвеевым? Оказывается, очень даже при чём! В архиве Матвеева хранятся письма к нему Горького. Оказывается, они были знакомы и очень даже хорошо! Познакомились в 1902 году. Матвееву всего 27 лет, он работает на стройке. Горький уже известный писатель и не только в России, но и в Европе.

Несмотря на свою известность, Алексей Максимович был очень внимателен к людям творческим, увлечённым. А Матвеев интересуется живописью, резьбой, вникает в чертежи. Сам Горький прошёл сложный путь к успеху, к признанию, потому старался поддерживать молодые таланты.
«Чуть только увижу трепет нового таланта, так мне и захочется ковром лечь под ноги ему, дабы легко и без лишней траты сил шёл он к своей высоте». Писатель почувствовал в Матвееве человека нелёгкой судьбы, который тянется к лучшему, к знаниям, борется за свои мечты. Он посчитал своим долгом поддержать молодого человека, ибо на своём пути не раз встречал тех, которые «погибли лишь потому, что в момент наивысшего напряжения их стремлений они не встретили опоры».

Для Матвеева Горький стал опорой. Он устроил Георгия Петровича в художественную студию известного фотографа-художника А. О. Карелина в Нижнем Новгороде. В Петербурге Матвеев посещал занятия в художественной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского. За все четыре года обучения платил именно Горький. Из записок Матвеева: «До конца буду благодарен и верен товарищам, немало и бескорыстно хлопотавшим обо мне, о моей малограмотности, несознательности». И предложение от нижегородского головы Сироткина поехать в Семёнов поступило именно по рекомендации Горького.
Совсем короткая улица ведёт от площади Трёх Коммунистов к мосту через Санохту. Улица носит имя Г. Матвеева. Почему именно она? Год 1934. Принято решение организовать в Семёнове музей кустарных изделий. Под него отведено двухэтажное здание в начале именно этой улицы, а организатором и первым директором музея назначен был всё тот же Георгий Петрович. Экспонаты музея собирались поштучно. Это были уникальные экземпляры. Сам Матвеев был прекрасным художником, резчиком по дереву, замечательным наставником.

В настоящее время музей располагается в бывшем купеческом особняке на улице Ванеева. Георгию Петровичу здесь посвящена отдельная экспозиция: портрет мастера, рисунки, резьба по дереву. Сотрудники музея непременно расскажут посетителям об учителе, педагоге уникальной, единственной в России школы художественной обработки дерева.

На нашей встрече присутствовал В. В. Лызлов, лично знавший Матвеева, поделился своими воспоминаниями. Кстати, в книге в отдельном блоке собраны фотографии, рисунки, эскизы Матвеева. А вообще-то, он всю жизнь собирал материалы и свои, и учеников, и педагогов – получилась уникальная коллекция. Всё это он сопровождал собственными записями, размышлениями, историческими справками; оформил целый альбом и послал его Горькому.
Алексей Максимович порадовался за мастера, откликнулся. В архиве Матвеева находим письмо Горького от 17 июля 1932 года: «Очень рад узнать, что Вы, Георгий Петрович, живы-здоровы и заняты интересной работой. Альбом рисунков семёновских кустарей сделан отлично. Мне кажется, издать этот альбом должна «Академия» в серии своих валютных изданий. Изданная так работа Ваша сыграет двойную роль: даст валюту и прослужит рекламой наших кустарных изделий…. Я думаю, что изданием для Европы мы поднимем вместе с интересом к народному искусству и цены на продукты его, что давно пора сделать».
Ещё Горький посоветовал Матвееву написать историческую часть к альбому, и окрылённый Георгий Петрович принялся за работу. Сохранились его записи, рассказы о ремёслах Горьковской области.
А что же альбом? Горький передал его Каменеву. Вскоре Каменев впадает в немилость, у «Академии» будет не хватать хорошей бумаги. А в 1935 году Каменева расстреляли, в 1936 году умирает и Горький.

А далеко от Москвы в Семёнове Георгий Петрович ждёт ответа. Из воспоминаний дочери: «Всё время переживал и жалел. Говорил, что таких рисунков он сделать больше не в состоянии. Альбом так и не был издан. Отец мой делал попытки узнать судьбу альбома и рукописи, но так ничего и не узнал». Архивы «Академии», в которой работал Каменев, не были доступны.
На презентации новой книги мы приоткроем лишь некоторые её страницы, и даже о Матвееве рассказано далеко не всё. Совсем не коснулись воспоминаний Григория Петровича о приезде в Семёнов, о первых шагах школы ХОД, о страшном несчастье, постигшем школу в 1920 году. Очень многое осталось за рамками презентации.

Сам Матвеев из мастеров-хохломичей особо выделял Ф. Ф. Красильникова из села Бездели. Они были хорошо знакомы, какое-то время Красильников по просьбе Матвеева преподавал в школе ХОД. Высоко ценил Фёдора Фёдоровича и Горький, а Матвеев очень тепло отзывался о нём в своих записках. А уж какой подарок был преподнесён Горькому от лица хохломичей! Инициатором и главным исполнителем большого заказа явился как раз Фёдор Красильников.
Об этом тоже можно прочесть в книге. Остаётся только добавить, что она прекрасно иллюстрирована, достойно издана и уже ждёт своих читателей в Центральной библиотеке им. Б. Корнилова. Читайте! Познавайте! Восхищайтесь!

Надежда УЗДЕНЁВА