20.10.2020 г.

Поездка в Магаданскую область была для меня неожиданной. Привычный отпуск на даче в Семёновском районе вдруг отменился, и даже вместо привычных для слуха Европы и Турции появились такие слова, как Колыма, север России и ГУЛАГ.

Перелёт до аэропорта Сокол, который находится в 50 километрах от города Магадан, занимает восемь часов. По мере приближения к заветной точке на карте бескрайние леса меняют многочисленные сопки, покрытые снегом. Иногда в распадках можно разглядеть извилистые реки и небольшие озёра.

Нам повезло – погода в Магадане была хорошей: +3 градуса по Цельсию, солнечно. К слову, в Нижнем Новгороде в это время было +15. Разница во времени составляет 8 часов. Можно считать, что мы прилетели в будущее.

Все мои знания о Магадане ограничивались большим количеством лагерей и сильными морозами. Как оказалось, лагерей во всей области осталось всего три. Магадан встречает нас изумительной природой.
Величественные сопки, покрытые лиственничными лесами… Осень раскрасила всё ярко-рыжими цветами. Также в лесу можно встретить низкорослое вечнозеленое растение – стланик. Местные жители варят варенье из его шишек. Очень вкусное лакомство для долгих северных вечеров за чашечкой чая с можжевельником.
Местная кухня в изобилии располагает рыбной продукцией. Охотское море и реки богаты большим количеством сортов рыбы. На полках магазинов всегда можно встретить свежую красную икру, копчёную и солёную рыбу. Больше всего мне полюбились блюда из краба. Краба здесь можно приобрести как в виде изысканных блюд в одном из небольших ресторанчиков, так и в свежем виде на рынке в центре Магадана.

Но вот наше путешествие по Магадану подходит к завершению, и нам пора отправляться дальше, в область. Путь наш будет пролегать по знаменитой Колымской трассе. 2000 км от Магадана до Якутии. Также этот маршрут имеет неофициальное название «дорога костей». Многие жизни жертв сталинских репрессий были загублены здесь.
Это очень сложная трасса. Извилистая дорога имеет на своем протяжении несколько перевалов. Она извивается между обрывами и горными реками. Асфальтовое покрытие отсутствует. В летний период видимость минимальная, покрытие представляет собой смесь песка и продуктов горнодобывающей промышленности (мелкие острые кусочки каменной породы), которое создает огромные облака пыли. Зимой водителям приходится вглядываться в дымку уже из снежной пыли. На протяжении многих сотен километров вы не встретите ни одного пункта автосервиса или шиномонтажа. Мне удалось поговорить с одним из местных водителей, Владимиром. На мой вопрос, как справляться в экстренных ситуациях, он ответил:
- А что? Мы привыкли. Главное – всегда иметь с собой запчасти и газовую мини-печку. Что с собой взял, то сам и отремонтировал. Водители пассажирских автобусов всегда выходят на маршрут колонной по три-четыре единицы. Рация является обязательным устройством для любого рейса.
А если всё-таки не повезло одному сломаться в пути, остаётся только одеваться теплее и ждать проходящую машину. Сотовой связи между населенными пунктами нет, поэтому приходится просить проезжающих водителей позвать помощь или позвонить родственникам из ближайшего остановочного пункта. Но, надо отдать должное, народ на севере очень отзывчивый и готов предложить помощь сам.
Конечная точка моего путешествия – город Сусуман.
Города и поселки здесь строят там, где найдено месторождение золота. Как только золото заканчивается, город просто переносят на новое место. Остаются каркасы домов и кузова от сломанной и ненужной техники. Именно поэтому на протяжении всей Колымской трассы можно встретить множество, так называемых «городов-призраков».

Популярностью у туристов пользуется город-призрак Кадыкчан, расположенный в Сусуманском районе. Заброшен он с начала 2000-х. Сначала произошел взрыв на шахте, которая была градообразующим предприятием. Шахту закрыли, людей начали выселять из поселка. В 2001 году поселок отключили от отопления и электричества. Остались скелеты домов, школа, Дом культуры, больница. Часто люди остаются жить на привычном месте даже после отключения от коммуникаций. Так случилось и с Кадыкчаном. Полностью посёлок опустел лишь в 2010 году.
Итак, мы в Сусумане. Население, по последним данным, составляет 4355 человек. Тем не менее, в городе функционируют школа, больница, техникум, а также кинотеатр и Центр детского творчества.
Днём улицы города пустуют. Жители заняты работой. Даже социально незащищенные слои населения заняты сбором мусора, за что получают небольшую плату. Бездельно бродящих по улице людей здесь не встретишь. Зато встретишь огромное количество бездомных собак, живущих на теплотрассах. Местные жители их щедро кормят.
К слову, эти питомцы чувствуют себя очень комфортно и дружелюбны к прохожим.

Один из дней мы посвятили восхождению на пик Токай – крупную горную вершину Сусуманского района. Подъём был сложным, по крайней мере, для нас с мужем, поскольку мы новички в области освоения высот. Сначала наш путь проходил среди деревьев, затем нам открылся вид на гладкий, покрытый мелкими камнями склон. Ноги едва удерживались на поверхности. Каменная крошка так и норовила осыпаться вниз и увлечь за собой горе-путешественников. Но тем слаще и долгожданнее было достижение вершины. А какой вид нам открылся! Гора Морджот, гордость жителей Сусумана, предстала во всей ее красе, с заснеженными вершинами и лёгкой дымкой, искрящейся в мягких лучах осеннего солнца. Множество сопок и мелких водоемов, река Берелёх, сверкающая быстрыми потоками, как рыба – чешуйчатыми боками.
Спуск был ещё сложнее – дорогу постоянно преграждали заросли низкорослого стланика, через колючие заросли которого очень сложно пробираться. Каменное подножие сменилось крупными кусками породы, при малейшем неосторожном движении вниз скатывались целые скопления больших острых камней. Спустились мы уже в сумерках и по трассе возвращались домой в темноте, уставшие, но счастливые от пережитых новых впечатлений.

Несколькими днями позже мы поднялись ещё на одну известную вершину, именуемую Три богатыря. Это более дружелюбная сопка. Здесь мы поднимались по довольно ровной тропе, с отметками о поворотах и неровностях. Периодически по пути мы встречали организованные места для костра и отдыха.

В целом Магаданский край – это суровые места с серьёзными, но в то же время отзывчивыми людьми, с большим количеством различных животных и птиц, которые приспособились к тяжелым природным условиям. Каждый здешний ребёнок знает, как правильно себя вести при встрече с медведем и как не замерзнуть зимой в тайге. Необычайной красоты природа, с облаками, которые, кажется, можно потрогать рукой, с холодными туманами и ледяными каменистыми реками. Край, завораживающий своими загадочными, а порой и страшными тайнами, наполненный своеобразной таинственностью и притягательностью. В то же время Колыма – место, которое не прощает ошибок.

Арина СКОРОДУМОВА
Фото автора


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel