03.10.2020 г.

Деревня Ларионово возникла в петровские времена – сначала как починок, куда стекался беглый народ. Местные говорят, что когда-то здесь жил старец Ларион, который и заложил это селеньице.

В архиве хранится доносительное письмо от 1713 г. боярского человека Лаврентия Боторова: «В Керженской волости есть починки Ларионово, Семёново и многие другие, а между тех починков лес, и по тому лесу селятся всякого чина люди, сходные с Москвы и разных городов, посадские и люди боярские и волостные с женами и детьми. Такие люди идут в ту сторону от брадобрения и солдатского побора и от государственной подати и селятся по лесу и податей никаких не платят». Из этого документа можно понять, что сюда уходили люди различного общественного положения от притеснений со стороны светских и религиозных властей и бесправия.

Население составляли крестьяне: помещичьи, монастырские, дворцовые (то есть принадлежавшие царю или членам царской семьи), и в описи населённых мест Российской империи деревня числилась разновладельческой. Многих беглых находили и возвращали, но некоторые всё же оставались на этих территориях и обрабатывали землю, собирали мед, выгоняли дёготь, занимались ложкарным делом, плетением лаптей на продажу, другими связанными с лесом промыслами – сельскохозяйственный труд на здешней земле не приносил достаточного дохода.

Ларионово находится в выгодном относительно многих окрестных поселений географическом положении: богатый лес, чистая и быстрая речка Санохта, несколько больших дорог. Через деревню проходил тракт на Труново, Ерёмино, Песочное, Пафнутово, а также дорога на Рождественское, Ковернино и другие населённые пункты.

В XVII-XVIII веках Ларионово окружали скиты, поэтому многие названия полей, оврагов и долов происходят от имён когда-то живших здесь старообрядцев. Например, Лотово поле – святой Лотий жил здесь примерно в 1722 году. Информации о нем крайне мало, но могила сохраняется на протяжении трех столетий. В этом году был обновлён крест и ограда на святом месте.
Особенно местные жители почитали священномученика диакона Александра (1674-1720 г.г.) из города Нерехты. Он происходил из посадских людей и пришёл на Керженец в 1703 году, а в 1709-м был посвящён в иночество наставником Лаврентьевского скита старцем Лаврентием. В этом же году старец Лаврентий умер, а диакон Александр занял его место и десять лет был настоятелем скита. Диакон остался в истории как человек, который отправил обличительные ответы епископу Нижегородскому Питириму. В «ответах» старообрядцы впервые аргументировано разоблачают Питирима и его религиозные назидания. Правду диакон поехал доказывать в Петербург. Подавая царю прошение, Александр понимал, что идет на верную гибель, но не остановился.

В 1726 году, в первую ревизию, в Ларионове числилось мужского пола: дворцовых – 60 душ, синодальных (монастырских) – 188, помещичьих – 33, беглых – 118 душ. Всего 399 человек мужского пола.
В Ларионово существовало несколько кладбищ. Сейчас их называют срубные могилы (Даниил сожжённый), Сорокины могилы, Трефиловские могилы... Такое разнообразие могло произойти по нескольким причинам – разница в вере или толках и согласиях, а также из-за уже существовавших святых захоронений в лесу.

Ларионово и близлежащие деревни всегда считали старообрядческим кустом – недалеко от поселения располагались (можно посетить места прежнего существования) скиты Семи (Семь) Дев, Смол(ь)яны, святые могилы Иосифа, Лотия, Дорофея, Анфисы, Феклы и другие. Все эти места являются памятниками истории и культуры, охраняются государством.

Многие из упомянутых памятников старообрядчества в этом году были благоустроены силами верующих семеновцев – Николаем Емельяновичем Масленниковым, Александром Михайловичем Ильиным, Михаилом Евгеньевичем Климовым и другими), а крест диакону Александру прислали старообрядец из города Нижний Новгород Василий Кукушкин.
Когда-то деревня Ларионово была одним из самых больших и развитых поселений района. Многие семёновцы говорят, что именно через Ларионово должна была пройти первая железнодорожная ветка, но купцы Рекшинские изменили ход событий и благодаря своему капиталу проложили ветку ближе к развивающемуся чугунолитейному заводу. В 1920 году отделилась деревня Демьяниха, её начали называть «выселком из Ларионова» или коммуной.

Формировался колхоз. Молодёжь была бойкая: вечерами молодой народ собирался на беседы с гармонями, гулял до утра, парни нередко отстаивали свои права кулаками. Ларионовских парней побаивалась вся округа.

В 30-е годы прошлого века случилась трагическая гибель первого коммуниста и активного колхозника Семёна Афанасьевича Вахрушина. При советах он агитировал вступать в колхоз и заведовал избой-читальней. Местные жители говорят, что Семена Афанасьевича убили «кулаки», несогласные с новым режимом. Сейчас в поле стоит одинокий старый памятник со звездой, с дороги его совсем не видно – кругом высокая трава и кусты.

Жительница Ларионова Татьяна Ефремовна Губанова помнит старообрядческую часовню. Она со слезами на глазах рассказала, как молельню жестоко разрушали, нанося топорами глубокие раны по старинным образам. Точную дату Татьяна Ефремовна назвать не может, указывает, что это был до войны. С тех пор молились в домах и на святых могилах. С собой брали иконы, аналой и псалтырь.

Её отец, Ефрем Егорович Кузмичов 1903 года рождения долгое время хранил старинный большой крест и икону. Родственники после смерти Ефрема Егоровича отнесли крест на святые места, но он был украден.

Была в Ларионове школа-восьмилетка. Жители помнят имена первых учителей: Варвара Павловна Виноградова, Евгения Аркадьевна Ильина, которые вели сразу по два класса. В пионеры вступать не предлагали, поскольку понимали особенность верующего населения.

И ещё один очень интересный факт: одну часть деревни называли Гагариной, а другую Васькиной – именно в этой стороне в основном жили старообрядцы. Жители сейчас с теплотой вспоминают советское время, они не помнят злобы и притеснений со стороны соседей. Татьяна Ефремовна говорит: «Жили дружно и уважали друг друга, обязательно здоровались и помогали в любом деле».

В годы советской власти многие продолжали собираться на молебны, проводили крещение в кадках, от чего ларионовцев называли кадочниками. Пасху ходили встречать на старинный скит Смол(ь)яны. Шли поздней ночью с фонарями и книгами… Власти знали про эти крестные ходы, ностарались «не замечать», людей не наказывали.

Татьяна Ефремовна рассказывает:
- В 1941 году в большой праздник, в воскресенье, приехали всадники и объявили, что началась война. Многих сразу же отправили в районный военкомат. В этот год я с мамой заготавливала дрова и пахала землю. Я была маленькая, но двуручную пилу помню хорошо. Весной было особенно голодно – ели первые листья липы, лебеды, сныти и подорожника. В колхозе плуг тянули женщины, поскольку лошади были так худы, что у них сводило животы, и их кормили даже соломой с крыш. На ногах всю войну носили лапти.
Что касается общих молитв, они продолжались, количество верующих даже увеличилось. В войну боялись за близких и родных. На фронт все брали литой образок.

Сейчас в деревне более 150 домов, но школы и храма в Ларионове больше нет. Три раза в неделю приезжает продуктовая лавка и почтовая машина. Я очень люблю эту деревню – за старинные дома, самобытную культуру и жителей. Именно здесь мне бабушка Настя Абрамова спела более 20 старинных песен, Александр Николаевич Ильин дал послушать романсы на патефоне, а Павел Лазаревич Галкин рассказал духовный стих старообрядцев. Много интересных историй мне подарила эта деревня, и я постараюсь их ещё рассказать нашим читателям.

Маргарита АЛМАЗОВА
Фото Андрея ГРИБОВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel