Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1126

Людмила КОРОЛЁВА
Фото автора
01.06.2019 г.

Что такое школа на селе? Это место, где горит огонёк просвещения, где растёт-подрастает наше будущее. Пока по её гулким коридорам раздаются детские голоса, школа – это ещё приют надежды на то, что жизнь в деревне будет продолжаться.

В последние денёчки уходящего учебного года, во время «дежурства по округу» мы поинтересовались, как идут дела в Шалдёжской основной школе.

При прежнем руководителе А. Я. Шашковой это учебное заведение славилось своими традициями экологического и патриотического воспитания, а также единственной в районе пионерской дружиной.

- Все эти традиции мы поддерживаем и сейчас, – рассказала директор Елена Валентиновна Вашурина, которая возглавляет школу последние четыре года, – 19 мая, в День пионерии, у нас обязательно проводится торжественная линейка, и ученики так же, как раньше, повязывают красные галстуки. Пионерская дружба и пионерская клятва – для нас не забытые понятия. В клятве пионеры из 21 века заучивают почти те же слова, что и советские школяры, за исключением концовки – «как завещал великий Ленина и как учит Коммунистическая партия».

По требованиям федерального государственного образовательного стандарта все ребята должны быть вовлечены во внеурочную деятельность, поэтому после уроков они у нас занимаются в кружках «Природа родного края», «Юный краевед» и других. Специфика нашей сельской школы, где собраны дети не только из Шалдежа, но и из соседних деревень, этому способствует. После уроков школьный автобус развозит учеников по своим населённым пунктам, младшие в любом случае должны дождаться, пока отучатся старшие – и в это время мы проводим кружковую работу. Активно занимаемся краеведением, исследуем названия улиц, деревень, собираем сведения о местных деревянных дел мастерах, беседуем с ветеранами.

Шалдёжская школа – по деревенским меркам не такая уж маленькая, вместе с филиалом в Шалдёжке она насчитывает более сотни учеников. Начальные классы даже более полные, чем средние: первый класс в этом году закончили двенадцать учеников, на следующий год ожидают примерно такой же набор. Но без класс-комплектов всё же не обходится: второй объединяют с третьим, пятый с шестым, уроки частенько приходится совмещать.

Да и учителя в условиях нехватки специалистов становятся «универсальными солдатами»: ведут по несколько предметов, сами делают в школе ремонт. Например, Е. В. Вашурина начинала учителем начальных классов, но постепенно расширила свои «полномочия» и теперь может вести экономику, технологию, историю и обществознание. Впрочем, директору много преподавать некогда: нужно параллельно руководить всеми протекающими процессами. Завуча и завхоза там не существует, так что директору надо и расписание составить, и решить все насущные хозяйственные вопросы, и вовремя составить многочисленные отчёты. Получается, даже не «три в одном», а «пять-шесть или семь в одном»!

В конце прошлого года для директора одной головной болью стало меньше: наконец-то школа сняла со своего баланса котельную. Теперь вопросы отопления решает специализированная организация.

А в целом школа выглядит очень ухоженной и уютной. В классах и коридорах много живых цветов, большинство классных кабинетов аккуратно отремонтированы.

Видимо, прошёл тот период застоя, когда учебным заведениям совсем не на что было обновлять материальную базу. Сейчас классы укомплектованы современной мебелью, многие ученики сидят за новенькими индивидуальными партами.

Постепенно решаются и более глобальные хозяйственные задачи. В этом году готовятся заново перекрывать крышу, средства на эту крупную цель выделяются из федерального, регионального и местного бюджетов.

Но у современной школы обостряются другие проблемы – например, «кадровый голод». Молодые педагоги не горят желанием ехать в деревню.

- Идут разговоры про возрождение программы социальной поддержки для начинающих учителей, – рассуждает директор, – думаю, если её вернуть, это могло бы повлиять на сложившуюся ситуацию. Нужно что-то менять, потому что сейчас действительно ощущаем дефицит педагогов. Почти во всех школах не хватает «иностранцев», недостаточно учителей математики и русского языка, физкультуры…

А на следующий год ещё вводим второй иностранный язык. Это – предписание от министерства, где второй иностранный язык появился как обязательный. Изучать немецкий язык со следующего года начнут пятиклассники. Учебники школа уже закупила, педагог проходит переобучение.

Образование – одна из сфер, где возраст сотрудников не имеет принципиального значения, напротив, учителя-пенсионеры, накопившие огромный опыт работы, очень ценятся как профессионалы и по большому счёту спасают положение.

Самое главное, что в этой деревне есть кого учить, взращивать и воспитывать. Детки там все на виду. Учителя в маленькой школе весь год своих учеников готовы лелеять и пестовать, ведь времени и внимания у них хватает на каждого.

Но ребятишки при этом не вырастают чересчур избалованными. Они с удовольствием пилят доски в мастерских, делают кормушки для птиц, сажают картошку на пришкольном участке… А как же без этого? Они ведь деревенские!


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle