Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1239

Владимир ЗАПЕВАЛОВ,
заслуженный учитель России

16.06.2018 г.

Завтра в России отмечается День медицинского работника, и в преддверии этого праздника мне хотелось бы рассказать о своём друге, подполковнике медицинской службы Юрии Автонове.

Юрий Михайлович родился 9 февраля 1939 года в Семёнове. Его отец Михаил Ефимович в годы коллективизации работал уполномоченным райкома ВКП(б) по хлебозаготовкам, а затем в политотделе Шалдёжинской и Семёновской МТС (машинно-тракторная станция), в послевоенные годы находился на хозяйственных работах. Мать Надежда Петровна всю жизнь проработала учительницей начальных классов.

Юрий учился в школе №1, закончил её в 1956 году. Во время наших встреч он всегда с теплотой вспоминал свою школу и учителей: историка Воронова, Е. И. Рачинскую, Н. Н. Байдакову, В. П. Табунова, супругов Малышевых, преподавателя географии Н. А. Волкова, с которым несколько раз плавали на плотах по Керженцу… А я ещё хорошо запомнил голос жены Волкова, которая тогда работала на Семёновском радио, и в морозные дни объявляла об отмене занятий в школе. И мы, мальчишки, тут же брали в руки «железки» или лыжи и спешили на горку в районе улицы Крестьянской (ныне улица Бориса Корнилова).

Юность моего друга прошла в 50-е годы, как раз в ту пору, когда зародилось движение «Стиляги». В Семёнове тоже была своя четвёрка ярких стиляг: Юра Шмелёв, Володя Егоров, Володя Терехин и будущий врач Юра Автонов.

Стиляги – это была субкультура протеста против жестокой идеологической политики авторитарного государства. Их идеалом были страны Запада и западный образ жизни. По внешнему виду они отличались от рабоче-крестьянской молодёжи: носили широкоплечие длинные пиджаки и пёстрые рубашки, суперузкие короткие штаны, из-под которых выглядывали яркие носки, туфли на высокой подошве. Причёски у них тоже были необычные, официальньным стрижкам («бокс» и «полубокс») они предпочитали «канадку», на голове носили «кок». Если вся советская молодёжь танцевала вальс, танго и фокстроты, то стиляги плясали буги-вуги и рок-н-ролл. Стиляги подвергались жёсткой критике в печати – в частности, со стороны журнала «Крокодил» и газеты «Комсомольская правда». Эти СМИ обвиняли приверженцев нового веяния чуть ли не в предательстве страны:

Сегодня он танцует джаз,
А завтра Родину продаст.

Комсомольские отряды боролись с движением стиляг не совсем в правовом поле: портили их оригинальную одежду, выстригали на голове «кок». Хотя, как показало время, с возрастом в преобладающем большинстве представители молодёжной протестной субкультуры стали добропорядочными гражданами и пополнили ряды советских поэтов, писателей, учёных, инженеров и врачей.

А будущий врач Юрий Автонов свою профессиональную деятельность начинал на арматурном заводе, куда трудоустроился сразу после школы. После четырёх лет работы на заводе Юрий решил получать высшее образование. Мы же с ним познакомились осенью 1960 года и никогда больше не расставались, вместе проводили праздники и студенческие каникулы.

Во время учёбы в мединституте у Юры проявился талант художника-оформителя. Если сокурсники привлекались на военные сборы, то Юрий вместо «шагистики» занимался оформлением военной кафедры или главного корпуса института.

В 1966 году Автонов закончил институт и распределился в Министерство обороны СССР. Его первое место работы терапевтом – военный госпиталь в городе Бологое Калининской области, где он дослужился до звания капитана медицинской службы.

Затем был Ленинград, курсы рентгенологии, и в 1976 году Министерство обороны направляет моего друга в Белоруссию, в военный госпиталь города Лида Гродненской области. Там он становится начальником рентгенологического отделения и служит вплоть до увольнения в запас по возрасту. С 1991 года Юрий Михайлович работал уже как гражданский врач, заведовал рентгенологическим отделением городской больницы – до 2002 года. И даже после ухода на пенсию до последних дней его жизни к Ю. М. Автонову шли за консультацией с рентгеновскими снимками жители города Лиды, что говорит о том, что это был врач-профессионал. Все, кто с ним общался, отмечали его спокойный, выдержанный, бесконфликтный характер.

Личная жизнь Юрия Михайловича тоже сложилась очень счастливо. Жена Ольга Михайловна до ухода на пенсию работала главным экономистом в «Лидагазстрое», сын Дмитрий – преуспевающий бизнесмен, живёт и работает в Санкт-Петербурге, дочь Ирина работает экономистом в «Лиданефтепродукте».

Свой отпуск Ю. М. Автонов предпочитал проводить в родном Семёнове, встречался с друзьями: братьями Кудрявцевыми, Алексеем Веселовым, Юрием Ведерниковым и автором этих строк, встречался и со своими коллегами-земляками Эдуардом Архангельским, Галиной Смирновой.

7 марта 2017 года Юрия Михайловича не стало, но в нашей памяти он остался как добрый и хороший друг.

Фото из архива автора


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle