Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1298

Н. ВАСИЛЬЕВА,
педагог ЦДТ

16.06.2018 г.

В середине мая в Центре детского творчества состоялась защита проектов, представленных на областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней».

В наш гостеприимный город съехались участники из Шахунского, Воскресенского, Чкаловского, Варнавинского, Городецкого, Дзержинского, Борского, Павловского, Краснобаковского, Сокольского, Ковернинского, Уренского районов. Защита проходила в двух номинациях: «Авторское изделие» и «Авторская копия».

В жюри конкурса входили: Е. В. Ярманова, зав. сектором традиционного народного творчества Центра развития творчества детей и молодёжи (Нижний Новгород); О. А. Смирнова – учитель технологии из города Заволжье; О. И. Александрова – ведущий специалист-этнограф Нижегородского государственного музея им. Лобачевского; Л. Н. Новоженова – зав. музеем истории художественных промыслов Нижегородской области; О. Н. Романова – заместитель директора по работе с детьми Центральной детской библиотеки им. А. М. Горького (Семёнов) и Е. А. Голубева – главный хранитель фонда историко-художественного музея (Семёнов).

С добрыми пожеланиями к участникам обратилась О. М. Гурова – главный специалист управления образования. Конкурсантами были представлены костюм боярыни, русский девичий головной убор XVII века, макет храма и ещё много интересных работ. Подробнее хочется рассказать о семёновских участниках, а вернее, участницах. Все они занимаются в Центре детского творчества.

Инкрустация соломкой получила известность и стала развиваться, как вид декоративно-прикладного искусства, во многих странах со второй половины XVII века. В начале 70-х годов прошлого столетия на фабрике «Семёновский сувенир» в творческой лаборатории была разработана технология изготовления сувениров, инкрустированных соломкой. Об этом рассказала Алина Дегтева (объединение «Волшебная соломка», педагог М. А. Лызлова). Она спроектировала и изготовила авторское панно.

Точно приклеить, найти нужное место тоненькому, хрупкому кусочку соломки в сложном орнаменте – это работа поистине ювелира высокого класса. Алина украсила панно великолепной Жар-птицей и объёмными цветами. «Птица дивная» (так называется её работа) словно парит в воздухе, расправив крылья. Работа Алины покорила жюри своей красотой и золотым сиянием, и она заняла второе место в номинации «Авторское изделие».

Немного современных людей знает, что такое лестовка. Инга Петрова (объединение «Весёлый лоскуток», педагог Л. В. Филичкина) рассказала, что это – чётки, по которым удобно отсчитывать число молитв, глубоко символичный атрибут духовной жизни старообрядца. Слово «лестовка» происходит от древнерусского «лествица», то есть лестница. Впервые использование лестовки было установлено в IV веке св. Василием Великим в основанных им монастырях. В конце XVII – начале XVIII века село Семёново и керженские леса с их «тишью, безмолвием и покоем» стали приютом для старообрядцев, которые подвергались преследованию со стороны властей после раскола православной церкви. Чтобы выжить на новых землях, староверы были вынуждены заняться земледелием и ремёслами. Они вышивали бисером и стеклярусом оклады и иконы, изготавливали чётки-лестовки. Семёновский уезд – единственное место, где был так развит промысел лестовок. Здесь их изготавливали для всей Российской империи, а часть лестовок шла за границу – в Австрию и Турцию.

Жюри очень понравилась эта исследовательская работа, Инге Петровой присудили третье место в номинации «Авторская копия».

Очень интересен был и проект Полины Гороховой (объединение «Чудесный бисер», педагог Н. В. Васильева) «Тайна Одигитрии». Однажды в историко-художественном музее в экспозиции зала «История и быт Семёновского уезда в дореволюционный период» Полина увидела расшитый бисером оклад, но без иконы. Ей стало интересно, какая это была икона и куда она делась. Работники музея показали выписку из журнала, в которой написано, как к ним попал этот экспонат. Согласно акту приёма-сдачи, его принесла в музей Екатерина Дмитриевна Шаронова в 1982 году. «Оклад исполнен в конце ХIХ века в Медведевском монастыре неизвестными лицами», так написано в акте. Полина провела исследование: изучала иконы в интернете, читала книги, обращалась к иконописцу. Выяснилось, что раньше под этой ризой была икона Смоленской божьей матери Одигитрии. Ученица решила не просто скопировать, но и воссоздать эту икону с образом Богоматери и Христа. Она нашла в интернете образ Одигитрии, который больше подходит к ризе из музея, распечатала его. Изучила информацию о происхождении бисерного промысла на семёновской земле, о медведевском единоверческом женском монастыре, о происхождении иконы Смоленской Божьей матери. Очень помогла информация о том, как вышивали иконы в XIX веке.

Полина закупила необходимый материал и приступила к вышивке, на которую ушло полгода. Жюри высоко оценило работу, и Полине присудили первое место в номинации «Авторская копия».

Очень порадовало жюри и гостей выступление солистки вокальной студии «Созвездие» Юлии Шутовой (ЦДТ, педагог Ю. Ю. Гусляков, студентки Нижегородского областного колледжа культуры Ольги Бесчастновой. Замечательным подарком стало и выступление танцевального коллектива «Фантазия» (ЦДТ, педагог М. В. Фомичёва).

Приятно осознавать, что дети тянутся к истокам, интересуются историей своей малой Родины, своего родного края. И мы очень рады тому, что все три участницы конкурса (всего было 26 человек), представлявшие наш городской округ, вошли в число призёров и победителей.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle