Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2061

Людмила КОРОЛЁВА
15.03.2018 г.

С приходом цифровых технологий мир меняется стремительно. В интернет плавно переходят многие сферы деятельности человека, и одной из первых в виртуальном пространстве развернулась сфера торговли.

Сейчас для продвинутой аудитории совершать покупки в интернет-магазинах – самое обыденное дело. Виртуальный рынок охватывает практически все страны, и уже становится ясно, что назад пути нет – всемирная сеть открывает потрясающие возможности, а скорость коммуникации даёт фору всем прежним методам. Остаётся надеяться, что со временем интернет-торговля станет цивилизованной и изживёт черты дикого рынка, тем более что на процессы сетевой торговли также распространяются законодательные акты.

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, который в текущем 2018-м проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer», что в переводе означает «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

Что должен знать потребитель, намеревающийся заключить договор розничной купли-продажи дистанционным способом, нам расскажет главный специалист-эксперт ТО Роспотребнадзора Лариса ЗАХАРОВА.

- Лариса Владиславовна, в чём кроется основная опасность для потребителя при совершении покупки онлайн?

- Главной особенностью дистанционной торговли является то, что потребитель не имеет возможности ознакомиться с товаром лично вплоть до момента получения. И надо уточнить, что дистанционная торговля ведётся не только в интернете. Продавцы могут предоставлять описание товаров в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках или с использованием почтовой связи, электросвязи, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов. Тем не менее, по сути, в процессе дистанционной торговли происходит договор розничной купли-продажи, который заключается частично «вслепую». Отсюда истекает первое требование: продавец, реализующий товар дистанционно, должен обязательно указать адрес для возврата товара в случае такой необходимости.

- К сожалению, в сети интернет сейчас найти можно буквально всё, и даже вредоносные товары…

- С точки зрения законодательства некоторые категории товаров недопустимо продавать дистанционно. Например, алкогольную продукцию, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации: это драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы, военную технику, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания и т. п. – полный перечень содержится в указе президента РФ от 22 февраля 1992 г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

- Покупая «кота в мешке», потребитель должен осознавать риск промахнуться с выбором и получить совсем не то, что ему было нужно. Как сократить вероятность ошибки?

- До заключения договора розничной купли-продажи продавец должен предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара продавец обязан довести до покупателя в письменной форме ещё более подробную информацию на русском языке:

- технический регламент или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- цену в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);
- сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информация о нём, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
- информацию о праве потребителя отказаться от товара, о порядке и сроках возврата товара потребителем;
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Информация о товарах содержится в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путём нанесения маркировки или иным способом.

- Можно ли, получив товар, отказаться от него?

- Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после получения – в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от него в течение трёх месяцев. При возврате качественного товара должен быть сохранён его товарный вид, потребительские свойства, а также документ о покупке. Если нет такого документа, применяют другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Продавец должен возвратить сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращённого товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
Но в этом правиле есть исключение – покупатель не может отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определённые свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

- Иногда покупателю приходится слишком долго дожидаться своего заказа. Что на эту тему говорит закон?

- Продавец обязан передать товар покупателю в сроки, установленные договором – за нарушение сроков доставки продавец несёт ответственность.

Если в договоре срок доставки не определён, товар передаётся покупателю в разумный срок. Обязательства, не исполненные в разумный срок, продавец должен выполнить в течение семи дней со дня предъявления покупателем требования. Доставленный товар передаётся покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя – любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.

В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.

Если товар был оплачен, но не доставлен вовремя по вине продавца, ответственность за нарушение срока передачи товара продавец будет нести в соответствии с законом «О защите прав потребителей». Статья 23.1 этого закона говорит об уплате неустойки в размере 0,5% от уплаченной суммы за каждый день просрочки.

- Что делать, если товар передан с нарушением условий договора или обнаружены недостатки?

- Если покупатель получил товар не в том количестве, ассортименте, комплектности, таре и (или) упаковке, он может в срок не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования удовлетворяются только в том случае, если будут выявлены существенные недостатки.

Расходы на осуществление возврата стоимости товара несёт продавец.

- К какому же выводу мы приходим? Стоит ли покупать «кота в мешке» или лучше поискать товар на свой вкус в реальных магазинах?

- Все свободны в вопросах заключения договоров – об этом говорит наш Гражданский кодекс. Любой договор должен соответствовать обязательным правилам, и основные требования к договору розничной купли-продажи дистанционным способом мы сегодня обсудили. А вопрос о том, какой вид покупок выбирать – дистанционный или обычный – каждый решает индивидуально.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle