Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2203

Людмила КОРОЛЁВА
23.12.2017 г.

Посёлок Сухобезводное – самый крупный населённый пункт округа после Семёнова, поэтому и средняя школа там большая, просторная, трёхэтажная.

Открыли её 45 лет назад, в 1972 году, и в лучшие времена в ней насчитывалось до 1200 учеников! Сейчас учащихся в четыре раза меньше, но всё равно она напоминает муравейник, где кипит жизнь и все заняты делом, или, как выразились учителя на официальном сайте, «наша школа, как пчелиный рой, шумный и весёлый дом родной». И создают эту деятельную атмосферу не только дети, для которых естественно быть подвижными и непоседливыми, но и сами педагоги.

Стрельцы-единомышленники

В декабре 2017-го и начале января 2018 года сразу несколько учителей этой школы отмечают свои личные юбилейные даты или просто дни рождения: учителя начальных классов Надежда Андреевна Крицкая и Елена Евгеньевна Козлова, преподаватели английского языка Надежда Николаевна Веселова и Лена Николаевна Кузьмичёва, учитель биологии Наталья Николаевна Голубева, заместители директора Ирина Александровна Витушкина и Ирина Владимировна Рябинина и даже директор школы Надежда Викторовна Лебедева. Случайное совпадение, или «звёзды так сложились» неспроста? 

Все нынешние именинницы – женщины, а, значит, тайну возраста мы раскрывать не станем, скажем лишь, что все они работают с детьми более двадцати, а то и тридцати лет. Это истинные профессионалы, составляющие крепкий и надёжный костяк всего школьного коллектива. Конечно же, их объединяет большое общее дело – учить, воспитывать, передавать свои богатые знания детям. И радоваться, глядя, как растут и умнеют их воспитанники, как добиваются они своих личных результатов.   

Но есть и ещё кое-что, объединяющее этих замечательных женщин. Пятеро из них рождены в декабре, а значит, с точки зрения астрологии они появились на свет под знаком Стрельца. К гороскопам можно относиться по-разному, но будем исходить из того, что даже в сказках есть намёк, и перед Новым годом позволим себе чуточку несерьёзности. А, между прочим, в характеристике Стрельцов сказано так: эти люди способны проявить себя во многих сферах деятельности, и одна из них – наставничество, ведь Стрелец солидарен больше всего с юностью, способен понять представителей подрастающего поколения, не жалея сил, чтобы лучше узнать их взгляды. Услышав такое описание, учителя, собравшиеся на общий разговор, согласно закивали: «Да-да, это как раз про нас!»

Команду единомышленников возглавляет директор школы Н. В. Лебедева. На встрече она не присутствовала, но педагоги отзывались о ней как о требовательном руководителе, который в курсе всех дел, событий и происшествий. Надежда Викторовна регулярно посещает рядовые уроки учителей, анализирует успехи и промахи, страхует от неудач и в целом поддерживает коллектив в тонусе.

- Знали бы вы, как наши учителя работают! – вставляет своё слово бойкая «англичанка» Лена Николаевна Кузьмичёва. – Каждая из нас – готовая артистка. Сначала у доски «пляшем», чтобы учеников своим предметом увлечь, а после уроков то тетрадки проверяем, то электронный дневник заполняем, то кружки ведём, хороводы водим, песни поём, снежинки вырезаем… Но жить без школы мы уже не можем! 

Идеология трасформировалась в творчество

С немного усталым видом в учительскую зашла завуч по воспитательной работе И. А. Витушкина – она только что отпустила учеников, с которыми они готовили очередное общешкольное мероприятие. 

Большой опыт и стаж позволяет педагогам сравнивать условия работы в начале своей педагогической карьеры и сейчас, в зрелые годы. Все они хорошо помнят, как в советские времена воспитание детей базировалось на общей коммунистической идеологии. Школьники росли патриотами своей родины благодаря мощной пропаганде и всесоюзной пионерской организации. А на чём сейчас основана воспитательная работа в школе? И нужна ли нам всероссийская детская организация, подобная пионерии? 

- Сейчас во главе воспитательной работы поставлено творчество, в самых разных его проявлениях, – отвечает на вопрос Ирина Александровна. – Кстати, бывшая пионерская комната теперь называется комнатой творчества. Участвуя во всевозможных конкурсах окружного и областного уровней, дети проявляют свои таланты и способности. Наша школа работает допоздна: иногда и в 9 часов вечера здесь горит свет. У нас очень много кружков, среди них два технических: по моделированию и робототехнике. И мы очень благодарны нашему педагогу Владимиру Александровичу Носову, который занимается с мальчишками и много лет ведёт военно-патриотический клуб «Русич»: там и «Зарница», и соревнования патриотических клубов, и даже прыжки с парашютом! 

Ностальгия по советской школе

Творчество – это очень весело и здорово, но всё-таки школа – это в первую очередь учебный процесс. Чего греха скрывать, многие родители ругают этот процесс за излишнюю напряжённость и загруженность. Интересно, разделяют ли это мнение педагоги? Оказалось, ещё как разделяют! По накалу горячих страстей я поняла, что затронула больную тему. Критические реплики по поводу современных требований в образовании посыпалась со всех сторон: 

- Возможно ли ученику начальных классов освоить пять учебных пособий за год, и это только по одному предмету?

- Раньше программа была проще, и дети учились лучше: в классе было по 7-10 отличников, а сейчас 1-2.

- Хотят создать универсального ребёнка, а мы должны быть универсальным учителем!

- Раньше мы экономили бумагу, всей школой собирали макулатуру, чтобы помочь сохранять леса. А сейчас приходится печатать столько всего, что бумагу тратим пачками – и деревьев никому не жалко!

- К чему привело введение электронного дневника? Дети ленятся записывать домашние задания, а родители забыли дорогу в школу.

- Учителя сейчас так загружены работой, что на семью времени не хватает катастрофически! А ведь большинство учителей – это женщины, и у них есть своя семья, муж, дети, внуки и пожилые родители. 

- Так и напишите: мы ностальгируем по советской школе.

Учить ли читать дошколят?

Одна из юбиляров, Надежда Андреевна Крицкая, уже 37 лет учит малышей азам школьных знаний. Как опытнейший учитель начальных классов оценивает важность подготовки детей к школе? В последние годы складывается мнение, что семилетний ребёнок, направляясь в школу, уже должен уметь читать, считать и чуть ли не писать слова и предложения. Как это выглядит с точки зрения учителя? Оправдана ли такая гонка за ранним обучением? 

- Надо сказать, что дети приходят с совершенно разным уровнем подготовки, – ответила она. – Мы, конечно же, возьмём всех, и читающих, и нечитающих, и всех будем учить, но, без всякого сомнения, успеваемость у подготовленных детей всегда выше. Хорошо, если начальная школа сотрудничает с детским садом, как это было раньше. Воспитатели посещали наши уроки, учителя знакомились с будущими учениками, и мы выстраивали работу сообща, с единым подходом. А сейчас иногда получается, что ребёнок научился неправильно держать ручку – нам приходится переучивать.

Так что если дети приходят в школу читающими – это для них большой плюс, такие дети идут дальше, они настроены на творческое развитие своих способностей. Программы сейчас действительно сложные, а на всероссийской проверочной работе в конце года первоклассник должен самостоятельно прочитать, понять и выполнить все задания.

Do you speak English?

Надежда Николаевна Веселова преподаёт английский язык и тоже ведёт предметный кружок. По словам коллег, это очень добрый и коммуникабельный человек, и при этом сильный учитель. Многие выпускники прошлых лет благодарны ей за крепкие знания. На занятиях кружка Надежда Николаевна вместе с детьми «наслаждается английским»: они разучивают песенки на иностранном языке, перевоплощаются в мультгероев и оттачивают разговорную речь. В разговоре с таким специалистом на языке крутится вопрос про репетиторство: способны ли дети выучить чужой язык только по школьной программе, или без репетитора тут не обойтись? 

- Я считаю, в какой-то мере дети могут освоить иностранный язык на уроках, – говорит учитель. – И у нас есть такие примеры. Это во многом зависит как от способностей ребёнка, так и от его усердия. Вот, например, Ксения Шарова – эта девочка всегда училась очень старательно, в результате устную часть ЕГЭ по иностранному языку она сдала на «отлично», поступила в ННГУ, учится на факультете международных отношений и получает две стипендии. Это яркий пример ребёнка, настроенного на учёбу.

Но, конечно, иностранный язык не всем даётся одинаково легко, особенно разговорная речь. 

Как выяснилось, репетиторство как явление в Сухобезводном так же широко распространено, как и в Семёнове. Многие родители готовы платить деньги за дополнительные, домашние уроки. В то же время практически у каждого предметника предусмотрен один дополнительный час в неделю, и они после уроков оставляют детей, которым требуется помощь.  

Какие они, современные дети?

В качестве предмета по выбору при сдаче госэкзаменов в Сухобезводнинской школе ученики частенько выбирают биологию. Несомненно, интерес к науке о живой природе им сумела привить Наталья Николаевна Голубева. Она учит детей использовать критическое мышление, а не просто зубрить содержание параграфа. С таким подходом многие иначе взглянули на её предмет и готовы изучать строение живых организмов даже после уроков, на занятиях предметного кружка. Туда принимают и успешных, и не очень успешных учеников, лишь бы у ребёнка поддержать живой интерес. И каждый год юные натуралисты Натальи Николаевны получают призовые места на олимпиаде по биологии.

Говорят, настоящий учитель может поучиться и у ученика… Чему могут научить нынешние дети?

- Особенность нынешнего поколения – их с детства окружают гаджеты, – отвечает Н. Н. Голубева. – Так что в компьютерных технологиях, надо признать, они очень даже продвинутые, легко осваивают различные программы. Вот этому и нам у них можно поучиться.

Учитель в школе – главное действующее лицо. В Сухобезводнинской школе – это лицо умное, умудрённое опытом, и при этом моложавое и жизнерадостное, подвижное и эмоциональное. Учителя готовы сохранять лучшее из прошлого, заинтересованно смотреть в будущее, при этом они открыто высказывают свою позицию и не приемлют ненужных реформ.

Учитель русского языка и литературы Элина Климовна Сафина в стихотворных строчках выразила свою общую с коллегами миссию:

Мы выбрали в профессии одну дорогу:
Учить детей – наш ежедневный труд.
И в дождь, и в снег, и в тёплую погоду
Нас парты, книжки и ребята ждут.
Они нам не дают стареть душою
И расслабляться тоже не дают.
И в замешательство приводят нас порою,
Чем для развития нам стимул подают.
Пусть благодарность за прошедшие уроки
Читается в сияющих глазах.
Ведь мы не только учим их предмету,
Но открываем лучшее в сердцах.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle