30.04.2016 г.

Мы продолжаем рассказывать о развитии хохломского промысла в Семёнове, и сегодня речь пойдёт о людях, стараниями которых искусство золотой хохломы сохранялось и совершенствовалось в самые непростые для страны времена.

Впервые годы после Великой Октябрьской социалистической революции положение в промысле продолжало оставаться тяжёлым, сбыт изделий почти прекратился. В декрете «О мерах содействия кустарной промышленности», опубликованном в 1919 году, гарантировалась неприкосновенность предприятий кустарных промыслов, разрешалась торговля их изделиями. Артели в промысловой кооперации становятся новой формой организации труда. Вскоре после декрета в Семёнове появляется артель «Работник», в 1924 году – артель «Кустарь-художник». Еще с 1917 года действует объединение «Ложкосоюз». Особым уважением пользовал «Красный художник», в который вошли известные мастера, переехавшие в Семёнов из ковернинских деревень.

Организация кооперативных товариществ освободила мастеров от необходимости работать через скупщиков. Но на первых порах объединяло их только снабжение необходимыми материалами и сбыт готовой продукции. Работали мастера у себя дома, в старых красильнях. 

В дальнейшем подобные небольшие коллективы постепенно укрупнялись, государство строило для них специальные здания с необходимым оборудованием, появлялись новые центры хохломского производства.

Как мы уже рассказывали в предыдущих публикациях, путь создания нового центра – в Семёнове – берёт своё начало в 1916 году, когда сюда из Нижнего Новгорода приехал Георгий Петрович Матвеев, отдавший воспитанию молодёжи всю жизнь. Вскоре после приезда он организовал в городе школу-мастерскую художественной обработки дерева (ХОД), куда пригласил лучших знатоков хохломской росписи – С. С. Юзикова, П.Ф. Распопина и воспитанников Ф. Ф. Красильникова И. Д. Смирнова и Я. Д. Красильникова. В первые же годы учебы Матвеев стал собирать лучшие работы школьников, из которых впоследствии был создан в Семёнове художественный музей. Выпускники школы работали в артели «Экспорт» (основана в 1931 году), ставшей основой современного предприятия «Хохломская роспись». А такое название артель «Экспорт» получила, поскольку 70% продукции продавали за границу.

Школа постепенно расширялась и стала единственным в стране учебным заведением по подготовке мастеров искусства хохломы. Оживший промысел уже в 1930-е годы показал свои достижения. В развитии орнаментального стиля хохломская «травка» обогатилась новыми мотивами, менее условны стали растения, в рисунках появились изображения животных и птиц. Талантливым изобретателем новых мотивов в орнаменте зарекомендовал себя Анатолий Григорьевич Подогов. Неповторимостью творчества также выделялся и Фёдор Андреевич Бедин. 

На 1930-е годы падает расцвет хохломского искусства. В результате ряда выставок – областных, центральных, международных – слава о нём распространилась по всей стране и перешагнула границы государства. 

Вместе со старыми мастерами смело, по-новаторски выступила молодёжь. В художественное творчество включились и женщины. Первой из них стала Антонина Петровна Кузнецова – работы её на выставках были отмечены особо. Успешно окончив семёновскую профтехшколу, в 1935 году, ещё совсем юной, она стала инструктором школы ХОД. Мастерству росписи училась у С. С. Юзикова, который, обучая её тонкости технологии, удивлялся тому, насколько быстро всё схватывает и по-своему воплощает в жизнь его ученица. 

Способность решать колористические задачи помогала Кузнецовой творить каждый раз по-иному. Её роспись часто построена на необычных контрастах – чёрного и зелёного, оранжево-золотистого и коричневого.

Показали своё высокое искусство на различных выставках и старые мастера – Подоговы, Бедин, Юзиков, Тюкалов. Хохломичи сумели привлечь большое внимание к своему творчеству и посетителей выставки народных промыслов в Третьяковской галерее.

Портал А. Г. Подогова «Весна» – настоящая весенняя сказка: на светлом серебристом фоне, словно на лоне природы, распушила цветы черемуха и радостно чирикают укрывшиеся в её ветвях скворцы. Здесь художник впервые отказался от привычного золота и, чтобы создать нежный весенний колорит, заменил его серебристым фоном. Портал А. Г. Подогова показал новые возможности и сюжетных, и колористических решений.

Портал «Осень» семёновских мастеров И. Е. Тюкалова и Я. Д. Красильникова был выполнен в золотисто-коричневом тоне и расцвечен яркими пятнами красного; гибкие ветви с цветами и плодами как бы символизировали осеннее изобилие природы.

Так утвердилось в хохломе новое направление, учившее использовать в орнаменте природные мотивы. Колорит росписи обогатился новыми красками, к чёрно-красному золоту прибавились жёлтый, голубой, зелёный, коричневый цвета, а естественная фактура дерева впервые стала применяться как фон.

Разнообразней стала и техника росписи. Прежде изделия расписывали преимущественно «верховым» способом: на предмете писали орнамент, расцвечивали его красками, остальная же часть серебристой поверхности оставалась незакрашенной – после закалки она и становилась золотым фоном. Теперь стали окрашивать так называемым способом «под фон», при котором поступали как раз наоборот: одним, чаще тёмным, цветом закрашивали фон, а цветы и листья оставляли серебристыми, украшая их жёлтыми глазками. После закалки орнамент сверкал золотом из цветов и листьев, а тёмный фон удачно подчёркивал их блеск. 

Планы перспективы радовали, но Великая Отечественная война надолго прервала дальнейшее развитие промысла. Все, кто мог взять оружие, с первых же дней ушли на фронт. В июне 1941 года вместе с надомниками насчитывалось всего 280 артельщиков. В эти дни руководству артели приходилось искать возможности, чтобы дать работу оставшимся дома старикам и женщинам: днём они работали в поле, а вечерами окрашивали изделия. О художественной росписи в то время пришлось забыть: делали коромысла, черенки для лопат, лыжи, спички, плели короба, плетюхи для ложек и т. д.

В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодёжи. Огромную работу в этом направлении провели опять же опытные мастера Семёновской художественной школы. Появляется целая плеяда выдающихся художников.

Большое значение для развития промысла имела деятельность дружной и сплочённой группы мастеров: Е. Ф. Сенниковой, 3. Ф. Киевой, Н. А. Денисовой-Чикаловой, А. П. Савиновой, М. Ф. Родионовой и других. Все они были учениками Георгия Петровича Матвеева. До 1948 года Георгий Петрович руководил семёновским коллективом, являясь главным художником производства. Вместе с ним мастера проводили экспериментальную работу по созданию новых рисунков в технике «под фон», практиковались в выполнении эскизов и прорисовке фрагментов орнамента на бумаге, учились зарисовывать с натуры ветви с цветами и плодами. Но не только искусство росписи требовало усовершенствования – к концу 50-х годов устарел и ассортимент артели, и формы многих изделий (особенно ваз и мебели). Пришло время коренным образом меняться.

В 1961 году артель «Хохломская роспись» (ранее – «Экспорт») получила статус фабрики. В канун 30-летия производства Президиум Верховного Совета РСФСР впервые присвоил почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» художникам Н. А. Денисовой, А. П. Савиновой и А. Г. Тюкалову. Главными художниками хохломского производства того периода были Н. А. Денисова-Чикалова, М. С. Осьмушникова, Е. Ф. Сенникова, Е. Н. Доспалова.

С 1964 года на предприятии действует творческая лаборатория, где и сейчас рождаются новые узоры и уникальные высокохудожественные изделия… В состав экспериментальной лаборатории вошли 7 лучших художниц фабрики: Н. В. Морозова, Н. П. Сальникова,       Н. нова, Е. В. Яковлева, Л. П. Поляшова, А. П. Савинова и Е. Г. Доспалова. Рисунки и изделия этих выдающихся мастеров и по сей составляют основной фонд архива ЗАО «Хохломская роспись». Не менее важной задачей творческой лаборатории является разработка новых форм изделий и постановка их на производство.

Работы семеновских художниц покоряют выставки и ярмарки разных стран – Брюссель (1958), Лондон, Рио-де-Жанейро, Лейпциг, Париж (1961), Пхеньян (1966), Монреаль (1967), Брно (1969). За границей побывали и многие мастерицы – Е. Н. Доспалова работала на выставках в Корее (1966) и Канаде (ЭКСПО-67), в японской Осаке собирались очереди, чтобы посмотреть, как из-под кисти Т. А. Додоновой рождаются хохломские узоры. В начале 1970 года сразу несколько семёновских мастериц были удостоены почётного звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина: А. Т. Бусова, О. Н. Веселова, Е. Н. Доспалова, Н. И. Иванова, З. Ф. Киева, Н. П. Сальникова, М. Ф. Синева. За высокие показатели в VIII пятилетке фабрика была награждена Почётной грамотой обкома КПСС и облисполкома и облсовпрома. Президиум Верховного Совета СССР за большие трудовые успехи наградил орденом Ленина художницу Е. Ф. Ястремскую, орденом Трудового Красного знамени – художницу А. П. Савинову, токаря Л. В. Опарышева, орденом «Знак почёта» – директора С. А. Демидова, начальника художественного цеха №5 Л. Ф. Карамышеву, старшего художника Н. П. Сальникову, художниц Е. М. Молодцову и Л. В. Болотникову, главного инженера Н. Ф. Красильникова.

Благодаря целенаправленной и слаженной работе коллектива фабрики «Хохломская роспись» по усовершенствованию промысла, 50-60-е годы становятся временем триумфального шествия хохломы по миру.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel