Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 3788

Людмила КОРОЛЁВА
13.09.2016 г.

8 сентября в музейно-туристическом комплексе «Золотая хохлома» прошли I научно-просветительские чтения «Нижегородский край – духовный центр старообрядчества». 

Конференц-зал МТЦ был полон: все задние ряды заполнили студенты нашего СИХТа, а поближе к трибуне расположились жители города, гости и выступающие. По всему было видно, что тема чтений вызвала большой интерес, и там действительно было что послушать и посмотреть всем, кому небезразлична история своей малой родины.

В качестве докладчиков к трибуне выходили историки и краеведы, журналисты и сотрудники музеев. Все доклады так или иначе были связаны со старообрядчеством.

Московский краевед С. В. Сироткин, который давно занимается этой темой, приоткрыл завесу, скрывающую от посторонних глаз «кухню истории» – о том, как упорно и кропотливо историки ищут информацию, анализируют, находят взаимосвязи. 

Например, сведения о старообрядчестве Нижегородской области находятся помимо Нижегородского и в Мордовском, Вятском, Владимирском архивах, в анкетах географического общества.

И. С. Виноградов, историк и философ из Нижнего Новгорода, поделился личным опытом приобщения к старообрядческой вере. 

- Родители мои были неверующими, зато бабушка отличалась набожностью, – рассказал он. – Так случилось, что после смерти родителей умер и мой сын 25 лет, потом жена 60 лет, и я остался один. Куда пойти? И зашёл я в старообрядческую церковь: сначала просто присматривался, но уже через два года стал полноценным прихожанином. Мне эта вера помогает во многих вопросах. 

Масса людей, и в том числе очень известных, были приверженцами древлеправославия, и я горжусь тем, что теперь я в их когорте. А вы знаете, что светило русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин по отцовской линии был прямым потомком пострадавшей за веру боярыни Морозовой? 

- Старообрядчество нижегородского Заволжья – это явление уникальное, – сказал главный редактор газеты «Старообрядец» С. В. Рудаков. – По описанию Мельникова-Печерского здесь насчитывалось 94 скита, и это один из поводов гордиться своей историей.

На большом экране проектор отразил этапы нескольких экспедиций, проведённых С. В. Рудаковым с местными старообрядцами по святыням нашей земли. Наиболее древние скиты находятся в таких труднодоступных, заросших таёжным лесом местах, что участникам экспедиции приходилось разгребать завалы с топором и бензопилой в руках. В старом Шарпанском скиту на многих 300-летних могилах уже не осталось крестов, и захоронения обнаруживают себя только по могильным камням. Закатав рукава, мужчины приступили к восстановлению, и в результате появился ряд холмиков с импровизированными крестами. 

Редактор газеты «Старообрядец» на будущее планирует провести ещё ряд экспедиций: привести в порядок скит Смольяны и другие многочисленные святыни, расположенные вокруг Семёнова.

Среди приверженцев древлеправославной веры было много выдающихся мастеровых людей и общественных деятелей. Из рассказа научного сотрудника Городецкого историко-художественного музея Л. А. Климовой слушатели узнали об одном таком таланте из народа – книгописце и художнике Иване Блинове, который создал и переписал более 200 книг и добился такого мастерства в каллиграфии, что писал книги даже для королевских особ. 

О. В. Гальцева, зав. сектором этнографии историко-архитектурного музея-заповедника (Н. Новгород), поделилась удивительным открытием: по сей день на территории нашего района продолжает действовать древний обряд охраны могил. Он состоит в том, что первые три ночи после похорон кровные родственники усопшего проводят у его могилы, чтобы своим присутствием «морально поддержать» душу ушедшего близкого человека во время первых мытарств на том свете. Некоторые даже проводят обряд полноценно, со чтением псалтыря. О. В. Гальцева провела параллель между этим обрядом и сюжетом сказки про Сивку-бурку, в некоторых вариациях этой сказки трое сыновей ходили дежурить не на пшеничное поле, а на могилу отца.  

Она опрашивала людей в деревнях Большое и Малое Зиновьево, Зарубино, Ключи, Елистратиха, Светлое, и отмечает, что в этих населённых пунктах сталкивалась с очень серьёзным, осознанным отношением молодых людей к соблюдению православных постов, вопросам жизни и смерти.

Присутствующие на научно-просветительских чтениях в Семёнове были приглашены в Нижегородский государственный музей им. Горького, где работает выставка, посвящённая Мельникову-Печерскому и художникам, иллюстрировавшим его романы. 

Журналист газеты «Уренские вести» Александра Семёнова поделилась своим опытом: сама будучи приобщённой к вере предков, она и в районной газете часто освещает события мира старообрядцев, пишет о жизни священников, сопровождает паломников в их поездках. В Уренском крае за последние годы построено четыре старообрядческих храма: в Урене, в посёлках Уста и Арья и селе Семёново. Любопытно, что возрождателями древлеправославия становятся молодые священники.

Интерес молодого поколения к истории своей малой родины продемонстрировала студентка СИХТа Светлана Балаболина. В своём докладе она рассказала, как вместе с научным руководителем Н. Н. Масленниковой объехала некоторые святыни Керженской стороны: могилу отца Даниила у деревни Ларионово, сожжённого с 2000 братьев и сестёр, скит Семи дев, могилы отца Иосифа и отца Лотия.

В завершение встречи все присутствующие совершили видеоэкскурсию, просматривая фильм «Святые места», подготовленный организатором научно-просветительских чтений М. В. Алмазовой, сотрудником историко-художественного музея О. Г. Лукояновой вместе с историком и краеведом С. В. Сироткиным при поддержке Семёновских кабельных сетей.  

А под занавес к собранию обратился отец Николай Субботин, настоятель недавно достроенной Малозиновьевской древлеправославной церкви. Он пригласил всех побывать в новом храме, приобщиться, помолиться и послушать колокольный звон, который, по словам священника, исцеляет от болезней и даёт поддержку во всех делах.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle