Ирина КОЛОБОВА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
29.10.2022 г.

Не зря говорят, что хороший человек отмечает свой день рождения два дня, а очень хороший – не меньше недели. А наша семёновская матрёшка настолько хороша, что её юбилейные празднования растянулись почти на месяц.

Так ведь и повод-то уж больно хорош: как-никак, а вторую сотню годочков разменяла наша деревянная красавица. Да и у «Семёновской росписи» нынче юбилей – 90 лет.

К столетнему юбилею матрёшки фабрика начала готовиться года за два до официальной даты. Конечно, точную дату рождения знаменитого русского народного сувенира назвать трудно, но с 28 октября определились уже давно, и менять никто ничего не собирается. А уж сколько мероприятий приурочено к этой дате, это напрямую связано с нашей любовью к матрёшке и с её популярностью во всём мире.
Директор Торгового дома «Семёновский сувенир» Олег Коротков может уже немножко выдохнуть после продолжительных праздничных торжеств, волнений и суеты. Вот на этом выдохе он и пригласил газету в гости к матрёшке, в музей, чтобы в спокойной обстановке рассказать, как прошли официальные празднования и что ещё предстоит.

Матрёшкин дом в понедельник отдыхал, сотрудники наводили чистоту в залах музея после большого наплыва посетителей. Олег Владимирович провёл экскурсию по пустым музейным залам, с удовольствием и гордостью демонстрируя все свои достижения. Да, за десять лет (кстати, ещё один юбилей) музей матрёшки превратился в настоящую академию, где ты понимаешь, что ничего-то ты не знаешь о своём национальном достоянии. Ну, а если знаешь, то совсем немного. Сотрудники музея и в первую очередь сам директор без выходных изучают жизнь и историю этого нехитрого на первый взгляд сувенира. И чем больше изучают, тем понятнее становится, насколько глубока и интересна матрёшкина судьба.
- Каждому залу в музее мы дали имя, – рассказывает Олег Владимирович, – и начинаем экскурсию с зала Луки Котикова. Лука Васильевич – наше главное достояние, главный игрушечник. Он был правой рукой Георгия Петровича Матвеева, преподавал игрушечное дело в школе ХОД. В ноябре ему исполнилось бы 150 лет. Так что, юбилеев у нас нынче хоть отбавляй. Бывшему директору фабрики Пчёлкину Роману Ивановичу – 100, ему тоже мы целый зал посвятили.
Следующий зал назван именем Елизаветы Арсентьевны Майоровой, одной из первых художниц, которая расписывала мериновских матрёшек. В этом зале теперь навеки поселился главный символ столетнего юбилея матрёшки, даже три символа: три матрёшки – три сестры. В огромных витринах выставлены три многодетные красавицы: у одной семьдесят девять деток, у другой шестьдесят девять. Вот возле этих витрин и начинаешь понимать, что знаменитый лесковский Левша, подковавший блоху, вовсе не выдумка автора, он – собирательный образ, доказавший, насколько талантлив русский народ. Возможно, кто-то скажет, что всё это ерунда, и какой вообще толк в подкованной блохе. Но, думаю, что даже у закоренелых скептиков, которые решат пересчитать матрёшек в витрине, глаза начнут увеличиваться по мере их приближения к самой последней куколке. На личном опыте скажу – впечатление непередаваемое: размер малышки едва ли достигает двух миллиметров, и даже при очень хорошем зрении невозможно рассмотреть её личико или цветочки на фартуке. Но они есть! А уж когда понимаешь, что эта крохотуля размером с зёрнышко находилась в другой, на полмиллиметра больше, тут уж просто дух захватывает.
Олег Владимирович обратил наше внимание на ещё одну матрёшку. Вроде бы ничего особенного, матрёшка как матрёшка, двенадцатикукольная, в традиционном стиле.
- Не очень обычная, – улыбается он, – это копия матрёшки, которая снималась в известной французской кинокомедии «Высокий блондин в чёрном ботинке». Я знал, что наша семёновская матрёшка снималась в каком-то иностранном фильме, но не мог вспомнить, а специально в эту тему не вникал. И вот однажды сидели мы дома с детьми, «листали» интернет, чего бы интересного посмотреть. Я предложил эту французскую комедию, дети-то её не видели, а мне она всегда нравилась. Вот тут мы и ахнули все вместе, увидев нашу матрёшку в кадре, когда в квартире главного героя, которого играл Пьер Ришар, проводился обыск. После этого я предложил своим мастерам сделать копию, теперь она экспонат нашего музея.
В финском зале Олег Владимирович рассказал, насколько важны споры на тему народных художественных промыслов, и насколько верно утверждение, что именно в них рождается истина.
- Этот зал мы условно называем дискуссионной площадкой, – говорит наш экскурсовод, – потому что экспозиция здесь настолько неоднозначна, что вопросов и мнений возникает очень много. Финны – наши давние друзья. Профессиональные дизайнеры оформили экспозицию в некоем противоречивом стиле, как считают многие несгибаемые приверженцы традиций. Вот тут и начинаются споры на тему традиций и псевдотрадиций: нужно ли вносить в народный художественный промысел чужеродные элементы, не угробит ли его это? Я думаю, что интерес к нашему промыслу, желание изучить его, привнести что-то своё, даёт надежду, что он не умрёт. Но есть условие – талант. Если вещь сделана талантливо с учётом малейших национальных тонкостей, с изучением истории того предмета, которым ты занимаешься, тогда – только польза. А у наших друзей всё это есть. Они настолько серьёзно подошли к оформлению экспозиции и так талантливо всё сделали, что вопросов «А это что? А это как понимать? А это зачем?» почти не возникает. Вот, к примеру, композиция, изображающая семёновских мастеров. На первый взгляд кажется, что ничего непонятно, а приглядитесь – вот токарь в рабочем халате, а если ещё внимательнее посмотреть, то можно заметить, что этот мастер кого-то очень напоминает. А всё очень просто – наши мастера из художественного лицея были когда-то на выставке в Финляндии, мастер-класс проводили, вот финские художники-дизайнеры их там и подсмотрели. Ведь это же вылитый Игорь Напылов, нынешний директор техникума. Именно с него и делали свою композицию финны. Как им только это в голову пришло? Талант! Тут и добавить нечего.

Но и нашим мастерам таланта и креатива не занимать. Две огромные фигуры парня и барышни тому доказательство. Они хоть и вполне себе традиционные, но интерес у туристов вызывают неизменный. Эта парочка представляет собой своеобразную фотозону, а фокус в том, что они вращаются, каждый может их покрутить и разглядеть со всех сторон. Хорошую смекалку проявили наши мастера, установив огромные фигуры на крутящиеся диски здоровья.
Как и полагается, экскурсия по музею заканчивается сувенирной лавкой, многие захотят купить сувенир.
- На эту лавку у нас большая надежда, –говорит Олег Владимирович, – при хорошем раскладе продажи должны составлять 70 процентов от всего производственного сбыта. Мы к этому стремимся. Я уверен, что частный музей может и должен стать самоокупаемым.
И вот тут мы подошли к вопросу, который и был ключевым на всех официальных мероприятиях, проходивших в рамках празднования Дня матрёшки, – быть или не быть народным художественным промыслам и если быть, то как.
- Научно-практическая конференция, организованная на базе нашего музея, прошла очень эффективно, – продолжает рассказ Олег Коротков. – Не скажу, что она поставила все точки над i и ответила на все вопросы, касающиеся народных художественных промыслов, но горячее и живое обсуждение этой темы даёт надежду, что мы не будем стоять на месте. Очень хочется в это верить. Ведь на конференции собралось много заинтересованных людей, профессионалов, душой болеющих за промыслы. То, что в нашем отеле «Париж» в эти дни не было ни одного свободного места, тому прямое доказательство. Со всей страны к нам приехали гости: художники, искусствоведы, профессоры, знаменитые коллекционеры, и не по принуждению или в качестве проплаченных свадебных генералов, а, как бы высокопарно это ни звучало, по велению души и абсолютно бесплатно. А те, кто не смог приехать, вышли на видеосвязь, а это ни много ни мало, а наши друзья и соратники из Японии и Финляндии. Так что обсуждение было очень горячим. Все мы понимаем, что без законодательной поддержки промыслы развиваться не могут, но вот такие наши собрания всё же дают надежду на то, что дело сдвинется с мёртвой точки. К сожалению, закон о промыслах так ещё и не принят, его, так сказать, поставили на паузу, но я считаю, что стоять на одном месте это всё равно, что в топкой трясине сидеть и не делать никаких попыток выбраться. Надо выбираться, в ту или иную сторону, но надо. Иначе затянет. Лично я почувствовал, что мы обязательно выберемся. Год культурного наследия нам очень помог, хотя бы в том, что был объявлен конкурс, и мы выиграли грант, который стал хорошей материальной поддержкой для обновления нашего музея. Теперь у нас есть хорошая поддержка местного правительства и, что особенно радует, наша администрация в лице главы округа просто кровно заинтересована в развитии промыслов. Значит, можно надеяться… Одним словом, могу сказать, что я доволен и нашим праздником, и вообще весь год прошёл плодотворно.

«Теперь можно и отдохнуть», – говорит Олег Владимирович. Но почему-то в это верится с трудом: не может этот человек сидеть без дела, без своего любимого дела, которому отдал 25 лет своей жизни. Вот вам и ещё один юбилей!
- Да, у меня нынче серебряный юбилей, – признаётся он, – даже не верится, так быстро время пролетело. Начиналось всё на большом подъёме и, можно даже сказать, на рискованном азарте. Мне бы раньше и в голову не пришло, что я, профессиональный аудитор, стану заниматься деревяшками. Но на дворе были девяностые, всё бурлило, ветер перемен пьянил, вот и я решил всё поменять. Эти годы давали и надежду, и хороший пинок для энергичных действий, мы верили, что всё получится и обязательно всё будет хорошо. Потом стали появляться сомнения, в голове намертво засел вопрос, а будут ли промыслы через пять лет, через десять? Но вот уже двадцать пять прошло, а они худо-бедно, но живут и, надеюсь, будут жить. По крайней мере, я буду делать для этого всё возможное. Пусть вот так – небольшими мастерскими, музеем, пополнением экспозиции, привлечением туристов. Что делать, времена меняются, приходится меняться и нам. Но промыслы должны жить, они наше главное достояние и доказательство человечности народа. Потеряли мы многое. Очень жаль инкрустацию по дереву соломкой, ещё больше – резьбу по дереву. Помню, проезжая или проходя по улице Фрунзе, я не переставал крутить головой направо, налево, ведь на каждом доме резные наличники. А сейчас – сплошной сайдинг и прочий пластик. Нет души, нет положительных эмоций. Теряем мы своё лицо. Поэтому мы с удовольствием принимаем от людей даже совсем вроде бы бросовый кусочек домовой резьбы, какие-то бытовые предметы, хотя бы в музее, но человек должен получать необходимый для души глоток позитива. Я постоянно ищу экспонаты для музея, хорошо, что сейчас можно делать это, сидя на диване и листая сайты торговых площадок. Недавно наткнулся на потрясающую вещь – бабочку на палочке производства артели имени Калинина. Многие помнят эту любимую детскую игрушку: везёшь её впереди себя, а она крылышками хлопает. А у этой и крылышки не пластмассовые, а полностью деревянные, настоящая находка. У меня даже сейчас руки дрожат от волнения и предвкушения, что скоро она устроится на полке нашего музея.

Наверное, правильный выбор сделал Олег Коротков, когда на волне максимализма, а может, даже и авантюризма, с головой окунулся в абсолютно неизвестное дело, которое до сих пор не приносит особого дохода, но всё время требует новых материальных вложений. А сам он может ответить на вопрос, зачем ему всё это?
- Это трудный вопрос, а сейчас, с высоты своих лет я бы даже сказал, что философский. Тоже часто думал, зачем мне эта суета. Теперь понял – я получаю от неё удовольствие. А удовольствие – это ещё тот наркотик. А уж когда вижу, что моё детище приносит удовольствие другим, то тут и говорить нечего, а хочется продолжать и продолжать.
Значит, действительно верное направление подсказал нашему герою ветер перемен эпохи девяностых.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel