Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 3270

Светлана БАРМИНА,
заслуженный работник культуры России

27.03.2014 г.

Таня Марченко, Оля Веровенко, Сережа Костенко, Расул Гамзанов, Куржан Якимова, Зурик Тауарели – ей-Богу, никогда за время учебы в МГУ имени Ломоносова мы не задумывались над национальностями сокурсников. Зачем? Все говорили по-русски, были молоды, азартны и даже, говоря современным языком, – оппозиционны. Выражалось это в полном игнорировании выборов. Чего ходить, когда и так все ясно?

Кстати, по меркам конца восьмидесятых годов прошлого века такое вольномыслие в рядах будущих журналистов было большим грехом. Но за нас горой стоял декан факультета журналистики Ясен Засурский, а его авторитет зиждился не на профессорских  и академических званиях, а на славе человека чести, таланта и неподкупности. Большая популярность была в столице у Ясена Николаевича.

Украинцы, белорусы, татары, казахи, дагестанцы, евреи – вся эта советская братия факультета, конечно же, любила погулять (дело-то молодое), и мы с удовольствием отмечали вместе и Новый год, и Сабантуй, и Курбан-байрам. Справедливости ради надо сказать, что чеченцы все же отличались от тех же братьев-славян. Их уважение к старшим (даже если разница в возрасте составляла каких-то два года) повергала нас в ступор. Слово старшего было законом. Да и любовная страсть порой заставляла вспоминать «кавказскую пленницу» – куда южный темперамент-то деть! Свадьбы с южанами (сюда я включаю и «не наших» арабов, турков и т. п.) случались нередко. А вот за вьетнамца вышла лишь одна студентка, хотя численность представителей этого государства на факультете была большой. Впрочем, Бог с ним, с зарубежьем, вернемся к своим, советским. Закончилось время учебы, а мы радостно планировали новые встречи. Хотелось увидеть любимую Гражевичус Литву, солнечную Молдову Пети Михайлова – нашего любимого поэта, съездить во Львов к Володе Попову, самому красивому парню факультета. Разве мы думали, что после развала СССР друзья останутся за границей...

Судьба у каждого выдалась своя, но большинство их было сломано переменами. Даже блестящее образование не помогло Ире остаться редактором молодежки – не та идеология была у талантливой журналистки. Русский молдаванин Петр Михайлов ушел в строители. 

А сейчас опять большая беда – Украину «размайданило». Сколько там моих друзей и знакомых, и кто же они по-национальности? Моя двоюродная сестра Нина Чиркина замужем за казахом, по отцу она украинка. Кем посчитать ее детей? Однокурсник из Львова  Владимир Попов по меркам украинских нацистов – чистый москаль, но в этом городе семья живет более 100 лет, и какие только национальности она в себя не вобрала!

На днях позвонил зять, работающий вахтовым методом в одном из российских городов: говорит, что его коллегам-украинцам пришли повестки явиться в военкоматы. 

Наступают новые «дни Турбинных», и кому-то очень хочется, чтобы мой внук и внук Володи Попова встали по разные стороны баррикад. Давайте не будем  разжигать ненависть хотя бы мы с вами, ведь Россия и Украина связаны одной судьбой, одной кровью связаны.

Использован плакат К. Тоидзе «Дружба народов»


Система Orphus